25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.11.2022 (по Шафии)

1.Имеет ли право новый хозяин квартиры выселить квартирантов, у которых срок договора аренды с предыдущим хозяином не истёк?

В случае когда срок договора аренды квартиры с предыдущим владельцем не истёк, новый владелец не имеет права выселять из неё арендаторов, независимо от того, был он осведомлён о том, что там проживают квартиранты, или нет. Но если новый хозяин не был осведомлён об этом, то он имеет право расторгнуть сделку купли данной квартиры.

Если же квартиранты живут без договора, который соответствует нормам религии, или к моменту покупки квартиры новым собственником срок договора аренды квартирантов с прежним хозяином истёк, то новый хозяин имеет право отказать им в дальнейшем съёме данного жилища.

 («Тухфат аль-Мухтадж»)

2.Обязана ли жена следовать требованию мужа переехать в указанное им место?

Супруга обязана переехать с супругом туда, куда он скажет, даже если переезд предполагает обмен благоустроенного быта на менее благоприятный – при условии, что ей обеспечивается безопасность в пути и на месте пребывания.

Игнорирование желания мужа в данном случае считается ослушанием (нушуз), что является тяжким грехом, и с него снимается обязанность по обеспечению жены.

Но если муж продолжает пользоваться супружескими правами (в интимных отношениях) при отказе супруги переехать, это рассматривается как прощение её ослушания, и, следовательно, обязанность по её обеспечению с него не снимается.

 («Тухфат аль-Мухтадж», «Ианат ат-Талибин», «Аз-Заваджир ан иктираф аль-кабаир»)

3.Можно ли совершать омовение не сразу всего тела, а, например, ноги омыть спустя какое-то время?

Выполнять омовение частей тела (лица, рук и т. д.) не прерываясь – желательно. Соблюдение желательности нарушается, если  между омовением частей тела проходит время, достаточное для высыхания одних из них при умеренном температурном режиме.

Следовательно, омовение всех частей тела, совершённое не сразу, независимо от того, сколько времени прошло, считается действительным.

Исключением являются: женщины, которые находятся в состоянии истихазы (менструальный цикл, продолжающийся более 15 суток); те, кто страдает недержанием мочи, газов; те, у кого осталось слишком мало времени для своевременного совершения обязательного намаза.

Эти люди не должны допускать прерывание омовения частей тела.

 («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

4.Желательно ли возмещать пропущенные суннат-намазы?

Возмещение таких суннат-намазов, как праздничные, ратибаты, духа и т. д., для совершения которых установлено определённое (ограниченное) время, является желательным.

Что же касается суннат-намазов, совершаемых по какой-то причине, например, намаз после омовения, тахият-намаз, намаз при затмении Солнца, Луны и т. д., для которых не установлено определённое время, то в их возмещении нет желательности. Однако если у человека вошло в привычку совершать суннат-намазы (без причины) и он пропустил один из них, то ему желательно возместить его, чтобы не привыкать к облегчениям.

В качестве довода к вышесказанному учёные мазхаба имама аш-Шафии приводят хадис от Анаса ибн Малика t: «Тот, кто забыл совершить намаз (обязательный или желательный), пусть совершит его, когда вспомнит, и нет искупления для него, кроме как возмещение этого намаза» (аль-Бухари).

(«Ианат ат-Талибин», т. 1, с. 309; «Сахих аль-Бухари», № 597)

5.Разрешается ли употреблять лисье мясо?
Основной причиной недозволенности употребления мяса диких животных является наличие прочных клыков, которые используются во время охоты. Поскольку у лисы клыки слабые, употреблять её мясо, согласно шафиитскому мазхабу, дозволено при соблюдении остальных требований закалывания животных.

Примечание:

Существует распространённое ошибочное мнение, что к употреблению дозволена только одна сторона лисы. Это недостоверно.

(«Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб»)

6.Действительно ли омовение, если после его совершения обнаружилось, что под ногтями была грязь, препятствовавшая проникновению воды?

Одним из условий действительности омовения является достижение водой всех частей тела, которые следует омывать, в том числе мест под ногтями.

Следовательно, омовение, совершённое при наличии грязи под ногтями, считается незавершённым. В этом случае необходимо удалить грязь, затем омыть места под ногтями, куда не проникла вода, и те части тела, которые моют после рук (во время омовения), соблюдая последовательность.

Примечание:

Однако если что-то, находящееся под ногтями и препятствующее омовению, является продуктом секреторной деятельности желез человека, например, пот, то оно не нарушает полноценности омовения.

(«Хашия аш-Ширвани», «Фатава аль-Чохи»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).