25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Познавательно

Влияние погоды на космические запуски

Погода – довольно неочевидный фактор для обывателя, когда мы спрашиваем его про то, из чего складывается пуск космической ракеты.

Ведь в представлении людей ракеты – это огромные по массе и масштабу конструкции, взмывающие ввысь, – туда, где привычной для нас плотной атмосферы нет, а значит, и её влияние тоже формально отсутствует. В этом есть зерно правды, но однозначный ответ здесь дать сложно, ведь подход к созданию ракет и их запуску индивидуален у разных стран.

Например, американские челноки, ракеты крайне метеозависимы, и перенос пуска для них – обычное дело.

Но у нас, в СССР и России, немного иной подход и иное отношение к запуску. Наши ракеты создавались с учётом собственных климатических особенностей, заведомо закладывался запас прочности к непогоде.

Наши ракетоносители запускают из различных регионов мира: будь то степь Казахстана (Байконур), Дальний Север (Плесецк) или даже стартовая площадка у берегов Атлантического океана в Бразилии. Наши ракеты способны лететь в любую непогоду, снег и дождь, а зарубежные партнёры не могут себе этого позволить.

Беря во внимание самую популярную в последнее время американскую ракету Falcon 9, будет важно обозначить, что она летает лишь в хорошую и неветреную погоду (относительно наших ракет).

Отчасти дешевизна пусков этой ракеты обусловливается отсутствием той прочности, что закладывается в основе ещё на этапе производства, но стоит отметить, что, даже несмотря на это, Falcon 9 на данный момент является одной из самых  надёжных ракет по количеству успешных запусков, недавно опередив российский «Союз».

Перенос запуска какого-либо спутника или космических научных станций на день-два не является проблемой. Однако в случае ЧП, например, на космической станции, когда нужно в срочном порядке организовать пуск ракеты, чтобы доставить какой-либо срочный груз или оказать помощь космонавтам, бесперебойность и выносливость ракетоносителя к любым условиям непогоды – очень и очень важное преимущество.

Обращаясь к истории, можно сразу вспомнить трагический случай с одним из американских челноков, когда с ним произошла ужасная катастрофа именно по той  причине, что запуск был осуществлён в заморозки. Уплотнительные кольца на его ускорителях задубели и не смогли обеспечить достаточную плотность между отсеками, и это стало роковой ошибкой. Они и не были рассчитаны на пуск в такую погоду, но, к сожалению, он был совершён.

Что касается ударов молний, то и наши, и зарубежные ракеты без проблем переносят такие мощные разряды, это не является для них проблемой, как и для самолётов.

У каждого из подходов свои преимущества и свои недостатки.

Ключевым фактором являются, конечно же, не дождь или гроза, а отрицательная температура и скорость ветра в верхних слоях атмосферы.

За счёт того, что в верхних слоях атмосферы ракета летит уже примерно со скоростью 1200 км/ч (скорость звука), она сталкивается с разными ветровыми потоками, бьющими по ракете с разных сторон. Она за несколько секунд может испытать большие перегрузки от ударов ветра и к тому же в этот момент испытывает максимальное динамическое сопротивление, когда трение о воздух наиболее значимо.

Опять же из особенностей можно отметить, что наши «Союзы» способны совершить стыковку с космической станцией примерно за три часа после пуска с космодрома, а американские «Драконы» стыкуются со станцией только через сутки.

Европейские ракеты летают по схожему принципу с американскими. Это не плохо, а просто особенность. На данный момент не возникало никакой ситуации, когда нужно было срочно запустить груз на орбиту, но, с другой стороны, людей в космосе с каждым годом будет всё больше, а значит, будут возрастать возможные риски.

Это очень хорошо, что у нас есть такая физическая возможность, но надеемся, что никогда не появится надобности в этом, ведь космос – безумно сложная штука, и ошибки там, наверху, просто нельзя совершать.

Источники: tass.ru, ixbt.com, gazeta.ru

Глеб Саломатов