25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.11.2022 (по Ханафи)

1. Почему кара Всевышнего не постигает притеснителей на этом же свете?

Потому что жизнь на Земле не является местом наказания Господа и Его возмездия. Земля – место для испытаний, как притеснителя, так и притеснённого. Испытание притеснителя – в том, воздержится ли он от этого греха, побоится ли Божественной кары. Испытание притеснённого – в том, как он пройдёт это испытание, которое выражается в притеснении. Если бы Всевышний за каждый грех ниспосылал наказание, то на этом свете людей не осталось бы. Поэтому Всевышний в Священном Коране говорит (смысл комментария): «И не думай, что Аллаh I не знает о поступках людей несправедливых. Он просто даёт им отсрочку (откладывает наказание, которое они заслужили) до того дня, когда глаза откроются широко (от увиденных ужасов этого дня)» (сура «Ибрахим», аят 42).

2.Можно ли совершать послеобеденный намаз (аср) вслед за имамом в мечети или вне неё, следуя расписанию времени намазов по шафиитскому мазхабу (как известно, они совершают послеобеденный намаз на час раньше)? И можно ли одному совершать намаз, если это расписание удобнее для меня по времени?

Да, можно. У учёных имеются две точки зрения по вопросу начала времени аср-намаза. Имам Абу Ханифа считал, что оно начинается, когда тени предметов становятся больше них в два раза и более, не учитывая при этом тень во время зенита. Например, тень предмета длиной 1 м во время зенита составляла 50 см, в таком случае время аср-намаза наступает, когда длина тени этого предмета будет равна 2,5 м и более.

Ученики Абу Ханифы имам Абу Юсуф и Мухаммад считали, что аср-намаз начинается, когда тени предметов будут равны длине предметов и немного удлинятся, не учитывая при этом длины тени в зените, как об этом сказал имам аш-Шафии.

Следовательно, вы можете совершить аср-намаз, следуя одному из мнений учёных ханафитского мазхаба. И при этом не имеет значения, где и как вы будете совершать намаз: следуя за имамом или самостоятельно. Однако если получается совершить аср-намаз, следуя мнению имама Абу Ханифы, то это будет лучше.

(«Марак иль-Фалях»)

3.Расскажите о достоинстве намаза тахаджуд и сколько ракаатов следует совершать в нём? Есть ли наименьшее или наибольшее количество ракаатов при его совершении?

В Коране сказано (смысл комментария): «Они отрывают свои бока (поднимают свои тела) от постелей (встают на ночной намаз тахаджуд), взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют (на благие цели) из того (имущества), чем Мы их наделили. Не знает человек, какие (невиданные) удовольствия скрыты от его глаз (и ожидают его в Раю) – как воздаяние за то, что он совершал» (сура «Ас-Саджа», аяты 16–17).

Выполнение нафль-намаза (тахаджуд) поздней ночью было постоянной практикой Посланника Аллаhа ﷺ. Айша رضي الله عنها рассказывает: «Никогда не переставайте совершать намазы по ночам. Пророк никогда не пренебрегал их совершением. Когда же он был болен или слаб, то совершал молитву сидя» (аль-Бухари).

В другом изречении Пророк ﷺ сказал: «Да смилуется Аллаh над мужчиной, который проснулся ночью и совершил намаз, разбудил свою жену, и если она не встала, то слегка побрызгал на неё водой. Также смилуется Аллаh над женщиной, которая проснулась ночью, совершила намаз и разбудила своего мужа, и если он не встанет, то она слегка побрызгала на него водой» (Ахмад).

Посланник Господа ﷺ также изрёк: «В каждой ночи есть такое мгновение, когда Всевышний отвечает на любую мольбу человека, о чём бы он ни попросил» (Муслим).

Лучшим временем для совершения тахаджуд-намаза является вторая половина ночи (до утренней зари). В течение последней трети ночи Всемогущий Господь принимает мольбу и возвещает: «Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»

Но если кто-то не в состоянии проснуться в эту часть ночи, то он может совершить намаз тахаджуд в любое время после ночного намаза. Посланник Аллаhа r сказал: «Всё, что совершается после ночной молитвы (иша), будет считаться тахаджудом» («Ат-Таргиб»).

Наименьшее количество ракаатов в намазе тахаджуд – два, среднее – четыре, максимальное – восемь.

(«Хашияту ибну Абидин»)

4.Можно ли сбривать волосы на спине и груди?

Брить волосы на спине и груди не запрещено. Однако это не будет соответствовать требованиям этики (адаба).

 («Фатава аль-Хиндия»)

5.Как бы я ни старался, опаздываю на утренний намаз. Что делать?

Пророк ﷺ сказал: «Самые трудные намазы для лицемеров – утренний и ночной, но если бы они знали, какая за них полагается награда, то пришли бы даже ползком» (Ахмад).

Человек, беспокоящийся о своём положении перед Всевышним на том свете, не отнесётся халатно к этому хадису и примет все возможные меры, чтобы встать на утреннюю молитву. Для этого постарайтесь в первую очередь лечь своевременно, избегая пустых разговоров ночью или просмотра телевизора, интернет-ресурсов.

Читайте перед сном молитвы, которые дошли до нас от Пророка ﷺ. В хадисе говорится: «Когда кто-либо из вас ляжет на правый бок, пусть скажет (смысл): “О мой Аллаh , я направляю своё сердце (выражаю искренность) к Тебе, я полагаюсь во всех своих делах на Твою волю, опираюсь на Тебя, надеюсь на Тебя, боюсь Тебя, и мне некуда бежать от Тебя, кроме как к Тебе Самому, я верю в Тобою посланного Пророка и в ниспосланный Тобой Коран”. Если он умрёт в эту ночь, то войдёт в Рай» (ат-Тирмизи).

Сделайте искреннее намерение вовремя встать на ночной или утренний намаз.

Ложитесь спать по сунне, то есть на правом боку, подложив правую руку под щёку, – это также отгоняет бессонницу.

Поставьте будильник подальше, чтобы для его выключения пришлось встать. Перед сном не ешьте тяжёлую пищу, а лучше вообще лечь спать впроголодь. И главное – не забывайте читать слова покаяния, так как от благодеяний нас отдаляют наши грехи.

6.Можно ли сбривать волосы в подмышках и с лобка при отсутствии полного омовения?

Делать это нежелательно (макрух). То же касается и подстригания ногтей.

(«Фатава аль-Хиндия»)

7.Правда ли, что замужней женщине не разрешается поститься без разрешения мужа?

В хадисе, переданном от Абу Хурайры رضي الله عنه, говорится, что Пророк ﷺ сказал: «Не дозволено женщине поститься в присутствии мужа, кроме как с его разрешения» (аль-Бухари). Однако в данном хадисе речь идёт о желательных (суннат) постах. Пост месяца Рамазан, а также другие обязательные посты ей необходимо соблюсти, желает этого кто-либо или нет, так как это предписание Всевышнего, и нельзя подчиниться кому-либо из творений в ослушание Творцу. Это ясно из дополнения к этому хадису, который приводит Абу Давуд: «…Кроме постов месяца Рамадан» («Сунан»).

Подготовил Мухаммад-фарук Азимов. телефон 8 967 939 65 62