19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Причины терпения и стойкости

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

Как удалось им претерпеть все эти гонения, при одном только упоминании о которых содрогается сердце? А так как подобные вопросы волнуют многих людей, мы считаем необходимым кратко рассмотреть эти факторы и причины.

1. Основной причиной такой стойкости является вера в Единого Господа и познание Его должным образом, ведь, когда радость обретения твёрдой веры проникает в сердце, она приобретает вес – становится тяжёлой, подобно горе, и уже не покидает человека. Для обладателя столь твёрдой веры и убеждённости все мирские трудности, какими бы многочисленными, великими, опасными и тяжкими они ни были, по сравнению с его верой подобны пене на поверхности бурного потока. Такой человек не обращает никакого внимания на эти трудности, ведь он ощущает сладость своей веры, восторг от подчинения ей и радость, которую приносит ему его убеждённость.

2. Руководство, к которому тянутся сердца. Пророк ﷺ, который является высшим примером для всего человечества, отличался прекрасным характером, внутренним совершенством, достойными нравственными качествами, благодаря чему сердца людей испытывали к нему влечение, а души хранили ему верность. Он как никто другой был наделён внушающим любовь совершенством, а также необычайным благородством, достоинством, добротой, честностью и всеми иными благими качествами, в чём не сомневались даже его враги, не говоря уже о тех, кто его любил и был с ним рядом.

Сообщается, что как-то раз собрались вместе трое курайшитов, каждый из которых втайне от своих товарищей слушал чтение Корана, а после того, как их тайна открылась, один из них спросил Абу Джахля, одного из троих: «Что думаешь ты о том, что слышал от Мухаммада ﷺ?» Тот ответил: «Что я слышал? Мы соперничали с людьми из рода Бану Абду Манаф в делах чести: они кормили людей, и мы кормили их, они носили знамя, и мы носили его, они делали подарки, и мы делали их, и мы пользовались таким же почётом и уважением, как и они, а потом они сказали: “У нас есть пророк, к которому приходят откровения с неба!” А когда мы дождёмся этого? Но, клянусь Аллаhом ﷻ, мы никогда не уверуем в него и не будем считать его слова правдой!»

Кроме того, Абу Джахль не раз говорил: «О Мухаммад ﷺ, мы не обвиняем тебя во лжи, но мы не верим тому, с чем ты пришёл». И Всевышний ниспослал аят, в котором говорится (смысл комментария): «Мы знаем, что тебя (о Мухаммад r) печалят их слова. Они не считают тебя лжецом (в душе они знают, что ты – истинный пророк), но эти злодеи отрицают знамения Аллаhа ﷻ (из-за их упрямства)» (сура «Аль-Анам», аят 33).

Однажды неверные подвергли его поношению трижды в течение одного дня, и только на третий раз Пророк ﷺ ответил им: «О курайшиты, я принёс вам гибель!» – и эти слова так подействовали на людей, что даже тот из них, который был настроен наиболее враждебно, стал обращаться к нему с самыми хорошими словами, какие только мог подыскать. А когда они вывалили ему на спину внутренности верблюда во время совершения им земного поклона, он призвал на них проклятие, и они перестали смеяться, почувствовали тревогу и беспокойство и убедились в том, что им не избежать гибели. После того как Посланник Господа r проклял Утайбу бин Абу Ляхаба, того не покидала уверенность, что проклятие непременно настигнет его. И когда Утайба увидел льва, он воскликнул: «Клянусь Аллаhом ﷻ, Мухаммад ﷺ погубил меня, находясь в Мекке!»

Убайя ибну Халяф часто угрожал ему убийством, и однажды Пророк ﷺ сказал: «Это я убью тебя, если на то будет воля Аллаhа ﷻ». И после того, как во время битвы при Ухуде Пророк ﷺ легко ранил Убайю в шею, тот стал говорить: «Он же сказал мне в Мекке: ”Я убью тебя!” – и, клянусь Аллаhом ﷻ он мог бы сделать это, даже если бы плюнул на меня».

В подобном положении находились враги Пророка ﷺ; что же касается его сподвижников, для них он был подобен душе, сердцу, так как вызывал к себе искреннюю и горячую любовь, и они устремлялись к нему подобно тому, как вода устремляется в низины, а души притягивались к нему подобно тому, как железо притягивается к магниту. Следствием этой любви и преданности являлась их готовность жертвовать собой, лишь бы ничто не навредило ему.

Однажды в Мекке Абу Бакра رضي الله عنه повалили на землю и сильно избили. К нему подошёл Утба бин Рабиа и принялся наносить удары своими прошитыми сандалиями, стараясь попасть ему в лицо и прыгая на живот Абу Бакра رضي الله عنه, в результате чего лицо его изменилось до неузнаваемости. Люди положили его на кусок ткани и принесли домой, не сомневаясь, что он уже умер, однако в конце дня он смог говорить, и первое, о чём  он спросил, было: «Что делает Посланник Аллаhа ﷺ?» Они принялись порицать его, а потом встали и сказали его матери Умм аль-Хайр: «Не вздумай кормить или поить его чем-нибудь!» Оставшись с ним наедине, она стала настойчиво предлагать ему еду, но он всё спрашивал: «Что делает Посланник Аллаhа ﷺ?» Мать сказала: «Клянусь Аллаhом ﷻ, я ничего не знаю о твоём товарище!» Тогда он попросил: «Ступай к Умму Джамиль бинт аль-Хаттаб и спроси о нём у неё». И она пошла к ней и сказала: «Абу Бакр спрашивает тебя о Мухаммаде бин Абдуллахе ﷺ». Та ответила: «Я не знаю ни Абу Бакра رضي الله عنه, ни Мухаммада бин Абдуллаха ﷺ, но, если хочешь, я пойду с тобой к твоему сыну». Та согласилась, и они отправились к нему.

Обнаружив, что Абу Бакр رضي الله عنه находится в тяжёлом состоянии, Умм Джамиль подошла к нему, начала кричать, а потом воскликнула: «Поистине, нечестивцы и неверные нанесли тебе обиду, но я надеюсь, что Аллаh ﷻ отомстит им за тебя!» Абу Бакр رضي الله عنه спросил: «Что делает Посланник Аллаhа ﷺ?» Она предостерегла: «Нас слышит твоя мать!» Абу Бакр رضي الله عنه успокоил её: «Тебе нечего её опасаться». Тогда она сообщила: «Он жив, здоров и с ним всё в порядке». Абу Бакр رضي الله عنه поинтересовался: «Где он?» Она ответила: «В доме Ибн аль-Аркама». Тогда Абу Бакр رضي الله عنه воскликнул: «Клянусь Аллаhом ﷻ, я не буду ни есть, ни пить, пока не приду к Посланнику Аллаhа ﷺ! » Но женщины уговорили его подождать – была сильная жара, а когда улицы опустели, вывели Абу Бакра رضي الله عنه из дома, поддерживая его под руки, и привели к Пророку ﷺ.

3. Чувство ответственности. Сподвижники Пророка ﷺ в полной мере ощущали ту великую и огромную ответственность, которая была возложена на них, как ощущали они и то, что от этой ответственности нельзя уклоняться ни при каких обстоятельствах. Они понимали, что последствия уклонения принесут больше вреда, чем преследования врагов, а ущерб, который в результате этого понесли бы не только они сами, но и всё человечество, был бы несоизмерим с трудностями, связанными с выполнением того, что на них было возложено.

4. Вера в мир иной. Эта вера наряду с прочими факторами способствовала усилению у них чувства ответственности. Они были полностью уверены в том, что предстанут пред Господом миров и будут давать отчёт за все свои значительные и незначительные дела, после чего им предстоит либо вечное блаженство, либо вечные муки в пламени Ада. По этой причине их жизнь проходила между страхом и надеждой: они надеялись на милость их Господа и боялись Его кары.

Они знали, что мир этот со всеми его мучениями и блаженством не может идти ни в какое сравнение с миром вечным, и это твёрдое знание делало в их глазах все мучения, трудности и горести этого мира столь ничтожными, что они просто не придавали им никакого значения.

5. Коран. В эти трудные, страшные и мрачные моменты ниспосылались красноречивые суры и аяты, содержавшие в себе неопровержимые доводы и аргументы относительно принципов веры, которые являются стержнем призыва. Эти аяты побуждали верующих хранить терпение и быть стойкими, в них приводились соответствующие примеры и разъяснялся мудрый смысл этого. Кроме того, эти аяты содержали в себе убедительный ответ на утверждения неверующих и упорствующих, не оставляя им никакой возможности для увёрток. Коран вёл их от мрака к свету и учил их претерпевать обиды, прощать и властвовать над своей душой, чтобы благодаря этому они ещё больше питали отвращение к страстям, проявляли усердие на пути снискания довольства Господа.

Адиль Ибрагимов