поделиться

Биография имама Хасана Шурунбуляли

Рождение и детство Хасан ибн Аммар ибн Али Абу Ихлас Мисри аш-Шурунбуляли – учёный ханафитского мазхаба.

Родился имам в 994 году по хиджре (мусульманское летоисчисление), что соответствует 1586 году по григорианскому календарю, на территории современного Египта.

Отец в раннем возрасте перевёз его из деревни в Каир, где в возрасте шести лет он выучил наизусть Коран и стал получать начальные религиозные знания.

В детстве он получал знания у видных учёных того времени, таких как шейх Мухаммад Хамавии и шейх Абдуррахман Мисри.
Имам после начального обучения продолжил учиться в Аль-Азхаре – самом крупном мусульманском учебном заведении того времени. Здесь он получил высшее образование и превзошёл своих сверстников, поскольку его знание правовых текстов и принципов было превосходным. Слава о его познаниях и таланте распространялась, и в конечном счёте он стал одним из самых известных правоведов мусульманского мира. Он занял пост профессора в Аль-Азхаре, и немало целеустремлённых студентов, многие из которых стали впоследствии видными правоведами, получали пользу от его знаний.

Следует отметить, что имам аш-Шурунбуляли был последователем шазалийского тариката, суфием.

Учителя имама

1. Шейх Ахмад аль-Масуди, известный как аш-Шильби аль-Мисри. Он был ханафитским факихом и мухаддисом.
2. Шейх Абдуллах ан-Нахрири. От этого учёного имам получил знания фикха (исламской юриспруденции). 
3. Шейх Али аль-Макдиси – крупный ханафитский факих, автор важной книги в мазхабе «Ар-Рамз» – толкования поэтического изложения «Канз ад-Дакаик» имама ан-Насафи. На эту книгу очень часто ссылается Ибн Абидин. Аль-Макдиси умер в 1004-м году, поэтому имам аш-Шурунбуляли не имел возможности долго у него учиться.
4. Шейх Мухаммад аль-Хамави аш-Шафии – мухаддис Шама (ныне территория Сирии и государств вокруг неё).
5. Шейх аль-Ислам Яхья аль-Аляи ар-Руми, известный как Минкар-заде.

Ученики имама

1. Шейх Ахмад ибн Мухаммад аль-Хамави – один из очень плодовитых учёных в плане книг ханафитского фикха, автор большого толкования «Аль-Ашбах» Ибн Нуджайма – «Гамзууюн аль-Басаир».
2. Шихабуддин аль-Аджми – шафиитский факих и крупный мухаддис того периода.
3. Шейх Исмаиль ибн Абдуль-Гани ан-Набулуси – крупнейший ханафитский факих, автор важнейшего толкования «Аль-Ихкам» к книге муллы Хосроя. Отец известного суфия и ханафитского факиха Абд уль-Гани ан-Набулуси, автора толкования «Ат-Тарика аль-Мухаммадия». Сам же шейх Исмаиль ан-Набулуси был шафиитом и даже успел написать примечания к «Тухфат уль-Мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, но потом перешёл в ханафитский мазхаб и изучил его под наставничеством имама аш-Шурунбуляли.
4.    Шейх Абдуррахим аль-Макдиси – автор «Аль-Фатава ар-Рахимия».
5. Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Гиззиат Тумурташи и многие другие.

Книги имама

1. «Нур аль-Идах» – текст по фикху, в котором имам разобрал виды поклонения: омовение, намаз, пост, закят и хадж. В этом тексте он на основе своих знаний определяет главенствующее мнение в мазхабе. 
2. «Имдад аль-Фаттах» – большое толкование «Нур аль-Идах». Ибн Абидин очень часто его цитирует. Имам написал комментарии только к трём разделам: по омовению, намазу и посту.
3. «Мараки уль-Фалях» – сокращение книги «Имдад аль-Фаттах». К этой книге написал комментарий Ахмад ат-Тахтави, и эта огромная книга стала опорой в области обрядов поклонения. 
4. «Хашия ад-Дурар» – комментарий к книге муллы Хосроя, и эта книга известна как «Шурунбулялия». 
5. «Расаиль» – имам написал много небольших работ по частным вопросам фикха. 
6. «Мараки ас-Саадат» – небольшой текст по акиде (вероубеждению) и поклонению. Хорошая книга для преподавания основ религии.
7. «Тайсир аль-Макасид» – толкование поэтического текста по ханафитскому фикху, известное как «Манзумат ибн Вахбан». В этом толковании имам аш-Шурунбуляли сократил толкование Ибн аш-Шихна, который, в свою очередь, сократил толкование самого автора.

Он написал более шестидесяти трудов, среди которых множество небольших трактатов, посвящённых ряду узких правовых вопросов.

Смерть 

Он покинул этот мир в пятницу после предзакатного намаза, 21-го числа месяца Рамадан 1069 года по хиджре (1659 г.). На тот момент ему было около 75 лет. Да одарит Всевышний нас Своей бесконечной милостью и не лишит благодати Его праведных рабов! Аминь.
 («Мараки ас-Саадат»)

Мухаммад-фарук Азимов