28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.10.2022 (по Шафии)

1.Несёт ли ответственность врач за вред, причинённый им больному из-за неправильного лечения?

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Тот, кто занимается лечением, не имея соответствующих медицинских знаний, несёт ответственность за последствия своего лечения» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Следовательно, человек, у которого нет полноценного медицинского образования и опыта работы, не имеет права заниматься лечением больных. Такой человек несёт полную ответственность за жизнь и здоровье своих пациентов.

Если же человек, имеющий полноценное медицинское образование и опыт, проведёт правильное лечение больного без врачебных ошибок, но, тем не менее, здоровью пациента будет нанесён вред, то за это врач не несёт ответственности. Если же врач допустил серьёзную ошибку в лечении больного и тот от этого пострадал, то врач несёт ответственность, даже если он профессионал.
Профессионализм, образованность и опыт врача устанавливается свидетельством двух признанных, авторитетных врачей или же всеобщей популярностью этого врача ввиду его профессионализма.
Однако если два специалиста засвидетельствуют, что другой специалист в этой же области допустил ошибку в лечении больного, то он несёт ответственность за последствия.

Примечание:
Если специалист в области народной медицины проведёт больному лечение посредством хиджамы или кровопускания после официального разрешения самого больного или ответственного за него лица, то он тоже не несёт ответственности за последствие данного лечения.
(«Нихаят аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Шабрамаллиси)

2.Можно ли писать аяты Корана и хадисы Пророка сложным каллиграфическим почерком?

Делать это желательно красивым и понятным каллиграфическим почерком. Слишком мелкий или вычурный почерк трудно читается, поэтому писать так нежелательно (карахат).

В Мекке с 3 по 8 ноября 2007 года на XIX сессии Всемирной мусульманской Лиги Советом фикха (исламского права) было принято решение о дозволенности писать и разукрашивать аяты Корана в благих целях, соблюдая следующие условия:

1) к изображениям, где написаны аяты Корана, следует относиться как к самому Корану;
2) относиться трепетно к словам и смыслу Корана, не искажать, не допускать небрежности;
3) в процессе работы над ними не использовать нечистые материалы;
4) аяты должны быть написаны разборчиво, чтобы их можно было легко читать, не запутывая слова, вписывая одно слово в другое, и т. д.;
5) не расписывать аятами Корана изображения живых существ, людей, лошадей, птиц и т. д.;
6) не использовать в качестве рекламы с целью реализации товара;
7) не ставить аяты Корана на рингтон (использовать как фоновую музыку).
(«Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб», «Тадриб ар-Рави фи шарх Такриб ан-Навави») 

3.Можно ли связать развод с каким-либо действием жены, например, вхождением в определённый дом?

Cупруг вправе связать развод как со своим действием, так и с действием супруги или постороннего человека. 
Слова развода, связанные с действием супруга влияют на его развод, если только он не совершил данное действие по забывчивости, незнанию или принуждению.

Развод, связанный с действием супруги или постороннего человека, осведомлённых с ситуацией и небезразлично относящихся к данному разводу, действителен, если данное действие также не было совершено по незнанию, забывчивости или принуждению.
В этих случаях, если муж, жена или другой человек совершил данное действие по забывчивости и т. п., развод не считается действительным.
Если же супруг не имел названных целей, то есть не было цели для побуждения или предостережения, или тот человек, с чьим действием связан развод, был не осведомлён или безразличен к данному разводу, то этот развод считается действительным, даже если действие было совершено по забывчивости и т. п.

Стоит отметить, что связывание развода с каким-либо действием отмене не подлежит.
 («Тухфат аль-Мухтадж», «Асна аль-Маталиб»)

4.Если человек поскользнулся на банановой кожуре, выброшенной на улицу, и сломал ногу, несёт ли ответственность за это тот, кто её выбросил?

Любой человек, который пользуется общественной дорогой, должен отвечать за последствия своих действий. Например, если человек выбросил на общественную дорогу мусор, банановую кожуру и т. п. и после этого прохожий, не заметив этого, случайно поскользнулся и получил увечья, то выбросивший несёт ответственность за случившееся и должен возместить весь ущерб.

Если человек не случайно, а осознанно наступит на кожуру и т. п., то тот, кто еë выбросил, ответственности не несёт. Так же человек не несёт ответственности, если выбросил мусор на обочину дороги, по которой люди не ходят, или выбросил в своём дворе, на мусорную свалку и в места, установленные для выброса мусора.

Если в его действии есть непреднамеренность, например, мусор со двора сдуло ветром на общественную дорогу и кто-то поскользнулся и получил увечье, то и в этом случае хозяин ответственности не несёт.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

5.Можно ли выйти в путь (сафар) в пятницу или в ночь на пятницу?

Не дозволено (харам) выезжать в пятницу после наступления времени утреннего намаза из места, где совершается пятничный намаз, тому, кто обязан его совершить, если нет хотя бы предположения, что у него будет возможность совершить его в пути или в месте прибытия.
Если путник предполагает, что сможет совершить джума-намаз в пути, в месте прибытия или он вынужден выехать из-за каких-то обстоятельств, то ему дозволено выехать. Что касается поездки в ночь на пятницу, то делать это нежелательно.

Примечание:
Отметим, что данное решение касается только дозволенной поездки. Если же поездка недозволенная (харам), то, не совершив пятничного намаза, выезжать запрещено категорически.

По более аргументированному мнению, вышеупомянутое решение распространяется на все поездки: на дозволенную ради торговли, для обязательного (хадж) или желательного (умра) паломничества.

В качестве довода о нежелательности выезда в ночь на пятницу богословы приводят хадис Пророка ﷺ, хотя он считается слабым (то есть условие непрерывности в цепочке его передатчиков не соблюдено): «Человека, который вышел в путь в ночь на пятницу, будут проклинать ангелы, находящиеся рядом с ним». 

 («Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аль-Буджайрами аля аль-Хатыб»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).