26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Трёхлетняя изоляция курайшитов

В течение четырёх недель произошли четыре важнейших для многобожников события:

сначала Ислам принял Хамза رضي الله عنه, затем – Умар رضي الله عنه, после Мухаммад ﷺ отказался от их предложений, а потом все представители племён Бану Хашим и Бану Абд аль-Мутталиб условились защищать Мухаммада ﷺ при любых обстоятельствах.

Вполне естественно, что многобожники впали в замешательство, ведь им было понятно, что если они убьют Пророка ﷺ, то ущелья Мекки наполнятся их кровью, а может случиться и так, что их истребят поголовно. Осознав это, курайшиты решили отказаться от убийства и прибегнуть к иной несправедливости, подобной которой они ещё не совершали. 

Договор о несправедливости и враждебности 

Племена курайшитов собрались на территории племени Бану Кинана в местности Мухассаб и поклялись, что не будут заключать браков и торговых сделок с представителями родов Бану Хашим и Бану Абд аль-Мутталиб. Также не станут встречаться и общаться с ними, заходить в их дома и разговаривать с ними, пока они не выдадут им Посланника Господа ﷺ для расправы над ним. Об этом была составлена грамота, где они записали, что «никогда не заключат с хашимитами перемирия и не проявят к ним сострадания, пока они не выдадут Пророка ﷺ для казни». 
После заключения этого договора текст его повесили внутри Каабы, а все верующие и неверующие члены родов Бану Хашим и Бану Абд аль-Мутталиб за исключением Абу Ляхаба отделились и сконцентрировались в квартале, где жил Абу Талиб. Это произошло в первую ночь месяца Мухаррам седьмого года от начала пророчества. Три года они были плотно блокированы в этом квартале. Все возможные пути доставки продовольствия и всего необходимого были перекрыты. Многобожники скупали все доставлявшиеся в Мекку продукты, вследствие чего положение верующих дошло до крайности, и они были вынуждены употреблять в пищу листву с деревьев и кожу животных. Жители Мекки слышали голоса страдающих от голода женщин и детей. 

Всё попадавшее туда съестное доставлялось только тайно, сами же они покидали место своего пребывания для закупок всего необходимого исключительно в запретные месяцы (Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб) и покупали еду лишь у купцов, доставлявших съестные припасы караванами за пределами Мекки. Однако мекканцы предлагали за это больше денег, и зачастую хашимиты ничего не могли купить. Время от времени Хаким бин Хизам доставлял пшеницу своей тётке Хадидже رضي الله عنه. Однажды путь ему преградил Абу Джахль, который хотел ему помешать, и только вмешательство Аб уль-Бухтури позволило ему выполнить задуманное. 

Абу Талиб боялся за жизнь Посланника Аллаhа ﷺ, и когда люди укладывались спать, он приказывал ему ложиться на свою постель, чтобы все видели, где он ложится. А когда все засыпали, он приказывал кому-нибудь из своих сыновей, братьев или племянников ложиться на постель вместо Пророка ﷺ, а его отсылал на другое место. Кроме того, Посланник Господа ﷺ и другие сподвижники покидали лагерь в периоды паломничества, встречаясь с людьми и призывая их к вере в Единого Господа. 

Расторжение договора 

В подобном положении все они прожили целых три года, но в месяце Мухаррам десятого года от начала пророчества вышеупомянутый договор был расторгнут. Причиной тому послужили разногласия среди курайшитов: некоторые из них были не согласны с той несправедливостью, которую организовали их главы. Им тяжело было видеть страдания своих соплеменников. 

Этим занялся Амр ибн Хишам, который по ночам тайно доставлял хашимитам еду. Он отправился к Зухайру бин Абу Умайе аль-Махзуми, сыну Атики бинт Абд аль-Мутталиб (тётя Пророка ﷺ) и сказал: «О Зухайр, приятно ли тебе есть и пить в то время, как братья твоей матери находятся в том положении, которое тебе известно?» Зухайр воскликнул: «Горе тебе, а что я могу сделать в одиночку?! Клянусь Господом, будь со мной ещё кто-нибудь, я бы обязательно расторг этот договор!» Хишам сказал: «Я уже нашёл такого человека». Зухайр спросил: «Кто же это?» Хишам ответил: «Я». Тогда Зухайр сказал ему: «Поищи для нас третьего». После этого Хишам отправился к аль-Мутиму бин Ади, напомнил ему о родственниках из родов Бану Хашим и Бану Абд аль-Мутталиб и стал порицать его за то, что он поддерживает курайшитов, творящих подобные несправедливости. Аль-Мутим воскликнул: «Горе тебе, что же я могу сделать?! Я ведь один!» Хишам сказал: «Я уже нашел второго». Аль-Мутим спросил: «Кто же это?» Хишам ответил: «Я». Аль-Мутим попросил: «Поищи для нас третьего». Хишам сказал: «Я уже сделал это». Аль-Мутим спросил: «Кто он?» Хишам сказал: «Зухайр бин Абу Умайя». И тогда аль-Мутим попросил: «Поищи для нас четвёртого». Тогда Хишам пошёл к Аб уль-Бухтури бин Хишаму и сказал ему примерно то же, что говорил аль-Мутиму. Аб уль-Бухтури сказал: «Поищи для нас пятого». После этого Хишам пошёл к Заме бин аль-Асваду, поговорил с ним, напомнил ему о его родственниках и их правах, и тот спросил его: «А поможет ли кто-нибудь в том, к чему ты меня призываешь?» Хишам сказал: «Да» – и перечислил остальных, после чего все они встретились у горы аль-Хаджун и договорились, что будут добиваться расторжения договора. Зухайр сказал: «Я первым заговорю с ними».

Наутро они пошли к месту собраний курайшитов. Вместе с ними был и надевший красивую одежду Зухайр. Семь раз обойдя Каабу, он подошёл к людям и сказал: «О жители Мекки, неужели мы будем продолжать есть свою еду и носить свои одежды, а хашимиты станут погибать, не имея возможности ничего ни продать, ни купить? Клянусь Аллаhом ﷻ, я не сяду, пока этот несправедливый договор не будет разорван на куски!» Абу Джахль, стоявший ближе к Каабе, воскликнул: «Этого не будет, я не позволю никому его разорвать!» На это Зама бин аль-Асвад сказал: «Ты ещё больший лжец! Нам этот договор не нравился уже при его заключении!» Аб уль-Бухтури в свою очередь добавил: «Зама говорит правду, нам не нравится то, что там написано, и мы не признаём этого!» Аль-Мутим бин Ади же сказал: «Оба вы правы, а тот, кто говорит другое, лжёт! Мы обращаемся к Господу Каабы и отрекаемся от этого договора и от того, что в нём записано!» 
Амр бин Хишам сказал: «Это дело было решено ночью, и о нём договаривались не здесь!» 

В это время Абу Талиб сидел неподалеку от Каабы. Он пришёл туда только потому, что Всевышний известил Своего Посланника ﷺ о том, что Он наслал на этот договор термитов, съевших в нём всё, что имело отношение к разрыву родственных связей, несправедливости и притеснениям. Там оставались только упоминания о Всемогущем Господе – Аллаhе ﷻ. Посланник Аллаhа ﷺ сообщил об этом своему дяде, а тот пошёл к курайшитам и сообщил им, что его племянник сказал то-то и то-то, добавив, что готов выдать им его, если он говорит неправду, в противном же случае они должны были отказаться от разрыва связей и притеснений. Курайшиты согласились с Абу Талибом, и все направились к тому месту, где висел этот договор. К изумлению всех присутствующих, термиты действительно всё съели, кроме слов «С именем Твоим, о Аллаh ﷻ!». Таким образом, на радость многим, этот договор был расторгнут, после чего Посланник Господа ﷺ и люди, находившиеся вместе с ним, получили возможность покинуть своё убежище. 

Адиль Ибрагимов