23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Оружие, которое не разрушает

Интервью с Александром Васильевичем Ноздрачёвым – доктором технических наук, действительным членом Российской академии ракетных и артиллерийских наук, лауреатом премии Правительства РФ в области наук

Михаил Калашников: «Сделать простое иногда во много раз сложнее, чем сложное». 

– Александр Васильевич, поздравляем вас с прошедшим Днём оружейника. Расскажите, пожалуйста, историю этого праздника.
– День оружейника был учреждён в 2011 году по просьбе Михаила Тимофеевича Калашникова, который вышел с таким предложением к тогда ещё премьер-министру Владимиру Путину, и тот поддержал эту идею. Перед учреждением праздника историки посмотрели летописи и нашли интересные факты: в России впервые упоминается звание придворного оружейничего в 1508 году. Этот праздник отмечают все, кто причастен к оружию, будь оно боевое, спортивное или охотничье. 

– Как вы пришли в эту интересную отрасль?
– В 13 лет я поступил в Рыбинский авиационный техникум. Конкурс был очень большой – по-моему, 14 человек на место. Окончив институт, стал инженером-конструктором. Затем окончил ещё один институт по экономическому профилю. Впервые пошёл работать в 16 лет на Рыбинский радиозавод. После окончания техникума я устроился на «закрытый» машиностроительный завод в Пензенской области, где прошёл путь от рабочего до генерального директора. В 1999 году был назначен генеральным директором Российского агентства по обычным вооружениям (РАВ), а в данный момент работаю председателем совета директоров АО «Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики» г. Москвы.

– Был ли в вашей профессиональной карьере человек, которого вы можете назвать наставником?
– Я считаю, что наставники необходимы в каждом деле – как на бытовом, духовном уровне, так и на профессиональном, потому что это те люди, которые передают свои знания и опыт другим. Они передают тебе такие качества, которых тебе недоставало. Для меня стало поворотным лето 1999 года, когда секретарь доложила мне, что звонит Михаил Тимофеевич Калашников. Я взял трубку, он представился и сказал: «Здесь, в Москве, собрались руководители всех оружейных предприятий страны, вы бы не могли поприсутствовать?» Естественно, я отложил все дела и приехал на это собрание. Так у меня состоялось знакомство с этим легендарным человеком. В дальнейшем мы общались с ним вплоть до его кончины в 2013 году. Конечно, его советы и наставления, та философия, которой он придерживался, применимы и актуальны и сейчас в оружейной отрасли. Мне запомнилось его наставление: «Всё нужное должно быть просто, всё сложное никому не нужно». 

– Любое оружие у всех ассоциируется с предметом разрушения. Какие характеристики вы бы дали оружию? 
– Я бы ответил словами Михаила Тимофеевича: «Когда автомат Калашникова находится в руках пограничника или в руках террориста – это с одной стороны один и тот же автомат, с другой стороны – разный; один автомат, который у пограничника, служит защитой Родины, а другой автомат, который у террориста, несёт разрушение, горе». В то же время оружие имеет классификацию: кроме боевого, оно бывает спортивное, которое используют спортсмены и тем самым укрепляют здоровье, развивают разные качества человеческого организма, а также охотничье, которое служит для добывания дичи в промысловых или любительских целях. Поэтому всё зависит от человека и его намерения в применении оружия.

– Недавно секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев обратил внимание на то, что ЕГЭ по физике с каждым годом сдают всё меньше школьников, а из заявленных к созданию в 2022 году инженерных классов в 96 школах полностью оснащены техническим оборудованием только 10. Как исправить ситуацию?
– В первую очередь надо вернуть престиж техническим и инженерным специальностям. Существует очень большой разрыв в финансовой и мотивационной составляющих между вышеуказанными специальностями и специальностями других, ныне «модных» сфер, таких как экономика, финансы, менеджмент и т. д. Думаю, недалеко то время, когда потребность нашей экономики в технических специальностях станет более ощутимой, тем более наш президент В. В. Путин недавно призвал обратить внимание на поднятие престижа инженерного дела. Думаю, нам даже не надо ничего придумывать, необходимо только вернуть методики образования по техническим специальностям советских времён с поправкой на современные реалии и всё. Приведу пример Китая: там школьники на уроках труда собирают айфоны, которыми мы пользуемся, их допускают до работы со сложной техникой. Поэтому мы отстаём от Китая в научно-техническом прогрессе.

– Чтобы укрепить военно-патриотическое воспитание школьников, что бы вы внесли в программу школ? 
– Насколько мне известно, сейчас идёт возрождение хорошо забытого старого: создана «Юнармия», где-то начал активно работать ДОСААФ, возрождается начальная военная подготовка (НВП). Опять же следует взять опыт времён советских школ и внедрить, например, военно-патриотическую спортивную игру «Зарница». Ведь раньше школьники вслепую могли разобрать и собрать автомат Калашникова. Надо сейчас просто смелее это возрождать. И ребята, которые призываются на службу в армию, уже имели бы первоначальные навыки военного дела. 

– Какую роль играют родители в воспитании своих детей? Можете поделиться жизненными наблюдениями? 
– Могу привести пример своих родителей, с которыми мне повезло. Отец у меня был ветераном Великой Отечественной войны, был два раза ранен, награждён боевыми орденами. Он для меня всегда был примером, обладал большим трудолюбием, относился к старшим с уважением. Вот у меня три высших образования, и я считаю, это во мне генетически было заложено моими родителями. Мама у меня, как супруга военного и хранитель домашнего очага, оставила много тёплых воспоминаний. Как правило, мальчики больше берут пример с отца, девочки – с мамы, копируя манеры питания, занятие спортом, склонность или не склонность к учёбе, любовь к чтению. Если отец никогда не берёт в руки книгу или газету, его сын вряд ли будет читать, а если я каждый день вижу, что отец, приходя с работы, берёт книгу и читает – это пример. Всё, чего я добился в жизни, – это, конечно, заслуга моих родителей.

– Что для вас означает выражение «доброе отношение к родителям»?
– Я отвечу коротко: это закон, который должен действовать всегда и в любых обстоятельствах. Ведь родители дали нам главное – жизнь!

– Что пожелаете коллегам-оружейникам? 
– Мира, добра, и пусть всё будет хорошо! Как говорят на Востоке, иншАллаh!
 

Беседовал Руслан Туляков