28 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.09.2022 (по Шафии)

1.Достаточно ли произнести слова развода один раз, чтобы он был действителен, или надо трижды повторить?

Однократного произнесения слов развода достаточно, чтобы он считался действительным и чтобы женщина после выжидания срока идды (три периода чистоты после регулов) могла выйти замуж за другого мужчину. Если женщина беременна, то срок идды завершается с рождением ребёнка.

Повторять слова развода во второй и третий раз нет необходимости. Более того, данный в троекратной форме развод не оставляет шансов для возобновления этого брака, и от этого ситуация может усугубиться.

Согласно более аргументированному мнению учёных мазхаба имама аш-Шафии, не запрещено давать троекратный развод одновременно. Однако по этому вопросу у учёных ещё нет единого мнения, большинство из них считают, что давать развод в такой форме запрещено.

А вообще богословы рекомендуют не торопиться, поскольку опрометчивость в столь важном деле может привести к плачевным последствиям.
Тем не менее, независимо от того, запретен троекратный развод или нет, он считается троекратным и действительным, согласно мнению учёных всех четырёх мазхабов.
 («Тухфат аль-Мухтадж», «Аль-мавсуа аль-Фикхия аль-Кувайтия»)

2.Возмещению каких долгов отдаётся предпочтение, если у человека после его смерти остались долги перед Всевышним и долги перед людьми?

В случае если после смерти человека у него остались долги перед Всевышним (закят, хадж, кафарат, назр), и долги перед людьми, и его имущества не хватает на возмещение всех них, то предпочтение отдаётся закяту и другим долгам перед Всевышним, даже если долги перед людьми предшествовали им.

Если имущества не хватает на возмещение всех долгов перед Всевышним, то его разделяют соразмерно доле каждого долга, и при этом если доли, выделенной для хаджа, недостаточно на его совершение и невозможно найти человека, который бы согласился за эту сумму совершить хадж за покойного, то эти средства полностью разделяются между остальными долгами перед Всевышним.

Доводом к вышесказанному богословы приводят хадис Пророка ﷺ, переданный от Ибн Аббаса رضي الله عنه, что к Пророку ﷺ пришла некая женщина и сказала: «О Посланник Аллаhа ﷺ, моя мать умерла, не возместив посты одного месяца. Могу ли я поститься за неё?» Он спросил: «Если бы на твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его?» Женщина ответила: «Да». Пророк ﷺ сказал: «Долг перед Всевышним ещё более заслуживает того, чтобы его выплатили» (Муслим).
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аль-Буджайрами аля аль-Хатыб»)

3.Имеет ли право человек, уполномоченный раздать закят, оставить себе какую-то часть из него, если он и сам принадлежит к категории людей, которым полагается эта милостыня?

Человек, уполномоченный раздать закят тем, кому он полагается, не имеет права оставлять себе что-либо из него или отдать тем, кого он должен обеспечивать, даже если тот, кто его уполномочил, определил ему часть, но физически не отделил её для него.
Причиной такого запрета является то, что в данном примере уполномоченный выступает в качестве передающего и принимающего закят в одном лице, что недопустимо по Шариату. Однако если уполномочивший отделит для него от общего количества закята определённую часть, то он (тот, кого уполномочили) может оставить её себе.
 («Тухфат аль-Мухтадж»)

4.Можно ли возвращать и принимать одолженные деньги с надбавкой?

Заёмщику желательно возвращать долг с надбавкой, которая не была заранее оговорена, и нет нежелательности в том, чтобы кредитор принимал эти средства с надбавкой, так как ему дозволено принимать подарки при возврате долга, даже если это будет товар, который подпадает под ростовщичество (риба), – золото, серебро, деньги и продукты питания. Такое же решение и в отношении всех других должников.

Доводом этому является хадис Пророка ﷺ, переданный от Абу Хурайры رضي الله عنه: «Пророк ﷺ взял в долг у некоего человека верблюда, и, когда тот пришёл за долгом, Посланник Аллаhа ﷺ повелел вернуть ему долг, но сподвижники не смогли найти верблюда, кроме того, что превосходил одолженного по возрасту. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Отдайте ему такого, ибо, поистине, лучший из вас тот, кто наилучшим образом возвращает долги”» (аль-Бухари). 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Можно ли выплатить закят преждевременно?

Выплата закята до достижения нисаба (минимальный объём имущества, выплата закята с которого становится обязательной) не засчитывается  – из-за отсутствия причины обязательности закята.

Исключением в этом решении является закят с торговли. Его можно выплатить преждевременно, даже если стоимость товара не достигает нисаба. 

Хозяин имущества может выплатить закят с торговли, а также с другого имущества, достигшего нисаба, преждевременно только за один год. Заранее за два года и более отданный закят не засчитывается.

Выплата закята с фруктов до появления первых признаков их созревания и злаков до формирования у них твёрдых зёрен не допускается, а после этого допускается, даже если выплата случится до полного созревания и сушки, учитывая тот объём, который они примерно приобретут после этого.

Условий для дозволения преждевременной выплаты закята два:

1) владелец имущества до наступления времени, когда выплата закята становится обязательной, должен сохранить статус человека, на которого распространяется эта обязанность, и имущество, с которого положено выплатить закят, должно остаться в его владении. Если в течение этого времени владелец имущества умрёт, или лишится своего состояния, или продаст имущество, которое не является товаром торговли, то выплаченное им преждевременно не будет считаться закятом;

2) тот, кто получил закят, во время его получения должен быть тем, кому он полагается, и должен остаться таковым до наступления времени, когда закят должен быть выплачен.
Если человек получил преждевременно выплаченный закят, а ко времени, когда хозяин имущества стал обязанным выплатить закят, он умер, отступил от веры или разбогател, то отданное в качестве преждевременного закята не засчитывается. 
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Асна аль-Маталиб»)