Таинственный гость в нашей Солнечной системе

Если спросить учёного, что мы изучили больше, океан или космос, его ответ, скорее всего, прозвучит примерно так:

«Океан и космос одинаково малоизучены, но есть одна ключевая разница: океан – конечен, а Вселенная безгранична».

Даже сейчас у нас есть возможности изучать океан и его глубины, и эти возможности сложны, но понятны, они реализуемы. Со Вселенной дела обстоят куда интереснее. Наши инструменты изучения космоса всё время совершенствуются, и с каждым разом мы можем смотреть всё дальше и детальнее, но как обстоят дела в нашей Солнечной системе?
Наши аппараты побывали у всех планет нашей системы. Но некоторые планеты посещались всего единожды, при этом, например, Уран и Нептун – примерно 40 лет назад.

В общих чертах мы знаем много о наших планетах, заметно меньше – об их спутниках и практически ничего – об объектах, которые на небольшое время посещают нашу систему.
Оумуамуа – первый обнаруженный межзвёздный объект, пролетающий через Солнечную систему. Был открыт 19 октября 2017 года. Из-за угла «входа» и «выхода» в нашу Солнечную систему и его скорости в максимуме до 87 км/с этот объект точно был обозначен как прилетевший извне.

Выяснилось, что объект обладал очень странной формой: он напоминал вытянутую сигару длиной 235–400 метров – точнее определить не удалось из-за его яркости. Если в его составе имелись материалы, преимущественно поглощавшие свет, то его размеры могли быть больше. Таких странных объектов мы прежде не видели никогда, и, одной из попыток объяснений его странной формы стало предположение, что это мог быть корабль пришельцев. Мы не знаем, так ли это, но и не можем сказать, что это 100% не он, поэтому в данном случае руководствуемся наиболее вероятным или логичным вариантом. Объект удалось засечь довольно поздно, и полученные данные о нём весьма скудны, но уже больше, чем ничего.

Учёные, разумеется, не исключали возможности, что астероиды, кометы и даже планеты могут путешествовать и «заходить в гости» в другие звёздные системы, но никогда ранее не удавалось этого зафиксировать.

Интересно и одновременно пугающе то, что наш «гость» пролетел по космическим меркам не так уж далеко от нашей планеты – всего в 30 миллионах километров, а это всего в 100 раз дальше, чем от Земли до Луны. Если бы подобный объект летел точно на нас, то последствия стали бы катастрофическими. Решающим фактором здесь выступила бы скорость объекта, мы бы даже не сумели ничего предпринять, и это действительно та проблема, над решением которой стоит подумать.

Если обнаружить такой объект заметно раньше и принять меры по изменению его траектории, то мы сможем практически полностью обезопасить Землю. Но подобные опасности нужно научиться обнаруживать чуть ли не за столетия до столкновения.
Интересно, что среди учёных всерьёз обсуждался вопрос, возможно ли догнать Оумуамуа и подробно изучить.

Одним из способов сделать это было бы использование гравитационного манёвра около Солнца. Такой манёвр позволил бы догнать Оумуамуа менее чем за 20 лет. Но это сопряжено с риском и необходимостью теплозащитного экрана, как у зонда «Паркер», изучающего Солнце вблизи.

Чтобы отказаться от гравитационного манёвра у Солнца, учёные предложили другой способ сближения с Оумуамуа. Во втором случае будет использоваться гравитационное влияние Венеры, Земли и Юпитера. С их помощью космический аппарат может достичь Оумуамуа в течение 26 лет и избежать рисков сближения с нашей звездой. По словам авторов, если проекту дадут «зелёный свет», он может стартовать уже в 2028 году.

Однако профессор естественных наук и астрофизики Гарвардского университета Ави Леб Фрэнк Б. Бэрд-младший в интервью новостному изданию рассказал о высочайшей сложности подобного проекта. Несмотря на это, миссия теоретически может быть осуществима с использованием технологий.

На нынешнем расстоянии от Солнца Оумуамуа более чем в миллион раз слабее, чем когда был вблизи Земли. Любой космический корабль должен быть оснащён большим телескопом, чтобы найти Оумуамуа и держать его на «прицеле».

По мнению Леба, лучшим вариантом было бы вовсе отказаться от полёта. Для этого нужно подготовиться и подождать, пока учёные не обнаружат ещё один похожий на Оумуамуа объект, затем отправиться к нему.

К сожалению или к счастью, подобные объекты – крайняя редкость. Но, без сомнения, подобные «гости» вызывают активный интерес среди всех учёных. Сейчас нам остаётся только ждать подходящего случая или новой технологии, которая позволит нам чаще и оперативнее замечать подобные объекты.

Источники: universemagazine.com, ru.wikipedia.org, kp.ru