29 марта
2024 года
поделиться

Формы выплаты обязательной милостыни

Закят можно выплатить золотом, серебром, сельхозпродуктами, домашними животными, товарами или в их денежном эквиваленте.

В этом отношении владельцы имущества имеют полную свободу выбора. 

Расчёт общей суммы закята делается на день его выплаты, в частности закята с животных (саима).

«Однажды Пророк ﷺ, рассматривая верблюдов, выделенных в качестве закята, заметил, что у одного из них большой горб. Подозвав сборщика закята, он упрекнул его: «Разве я не запретил вам брать у людей лучших животных?» Тот объяснил: «Я взял этого верблюда вместо двух других». Посланник Аллаhа ﷺ в ответ промолчал» (аль-Бухари). 

Этот случай указывает на то, что, основываясь на стоимости, вместо двух верблюдов можно брать одного, который равен им по цене.

Цель выплаты закята – удовлетворение нужд людей. Следовательно, вместо, например, золота в качестве закята вполне подойдут продукты питания или рулон ткани, по стоимости равные сумме закята с золота. Также вместо животных или товара торговли можно выплатить закят наличными деньгами. Главное – при выплате закята необходимо выбирать то, в чём люди наиболее нуждаются. 

Не дозволяется в качестве закята отдавать вещи, которые на данный момент находятся у других или могут быть изъяты (находятся под арестом), так как нет свободного доступа к этому у тех, кому положено выплатить закят. Поэтому то, чего нет в наличии, отдавать в качестве закята нельзя.
Закят с имущества, достигшего нисаба (размер имущества, с которого необходимо выплачивать закят), можно выплачивать ещё до того, как пройдёт год со времени владения им. Однако с имущества, не достигшего нисаба, преждевременно закят не выплачивают. Отсчёт года для того, чтобы выплата закята с имущества стала обязательной, начинается только с момента достижения нисаба. 

Дозволяется одномоментно выплатить закят сразу за несколько лет. И если в конце года имущество достигает нисаба, то закят считается выплаченным. Если это имущество уменьшится (не будет достигать нисаба на конец года), то ранее выплаченные средства переходят в разряд желательной милостыни (садака). 

Если кто-либо поселит в квартире бедняка, не беря с него платы, его действия не засчитаются в качестве закята, ибо в этом случае отсутствует тамлик (имущество не переходит во владение). Однако владелец жилья может выплатить закят ему, оказывая тому материальную помощь, давая ему средства, например, для выплаты арендной платы.

Кому нужно выплачивать закят

Всевышний в Коране повелевает выплачивать закят восьми категориям людей (смысл комментария): «Обязательные пожертвования (именуемые закятом) передаются только бедным (у кого недостаточно средств) и нищим (те, у кого нет средств на жизнь), тем, кто их собирает (а также распределяет и ведёт учёт закята), и тем, чьи сердца (и расположение) хотят завоевать, (для выкупа) рабов (работающих на своё освобождение – мукатаб), должникам (чтобы рассчитаться с долгами) на пути Аллаhа и путникам (у которых нет средств продолжить свой путь)…» (сура «Ат-Тавба», аят 60).

Как следует из рассказа Абдуллаха бин Аббаса t, отправляя Муаза бин Джабаля t в Йемен, Посланник Господа ﷺ дал ему следующее указание: «Если они признают обязательность намаза и покорятся тебе, скажи им о велении Аллаhа в отношении обязательности выплаты закята. Затем объясни им, что закят нужно брать у состоятельных верующих и раздавать бедным из них» (аль-Бухари).
Этот хадис является доказательством того, что закят должен взиматься с состоятельных людей и распределяться среди нуждающихся. 

Восемь групп, которым нужно отдавать закят

1. Факиры – те, чьё имущество не достигает уровня нисаба. И если даже имеют самое необходимое – дом, домашнюю утварь, наличные деньги, которых хватает на выплату долгов, они в любом случае считаются факирами. К этой группе относятся и те, чьи доходы, хотя они и имеют постоянную работу, недостаточны для удовлетворения насущных нужд.

2. Мискины – те, кто ничего не имеет и вынужден просить у других продукты питания и одежду. Мискины испытывают крайнюю нужду. Некоторые мискины порой не имеют даже крова над головой.

3. Сборщики закята – те, кто взял на себя обязанности по сбору и распределению закята с населения. Та доля закята, которую они получают, является их заработной платой. Если даже сборщик закята имеет значительное состояние, он всё равно заслуживает долю с него. Однако эта плата не может превышать половину собранного закята.
Обязательным условием для сборщиков закята является их честность и справедливость, а также знание решений относительно закята. 

4. Муалляфа аль-кулюб – люди, которые близки к принятию веры или только уверовали. Им также выделяется доля с закята. Известно, что после завоевания Мекки Посланник Всевышнего ﷺ приказал выдать часть закята тем, кто совсем недавно уверовал в Единого Господа. Примечательно, что среди них были и те, кто ещё не уверовал, однако посредством этого акта благотворительности было намерение склонить их к добру или хотя бы оградить от зла. 

Во время правления Умара t это правило было отменено. Он обосновал свой запрет тем, что мусульмане больше не нуждались в поддержке таких людей. Однако некоторые учёные считали, что в случае необходимости можно с такой целью давать этой категории людей закят.

5. Невольники. Закят также дают тем, кто желает избавиться от рабства, чтобы помочь им выкупить себя. Как известно, в наши дни рабство официально запрещено, и эта категория людей в обществе сегодня отсутствует. 

6. Должники. В эту группу входят те, у кого после выплаты всех долгов не осталось средств, достигающих нисаба. Те, чьи средства находятся у других людей, или потерявшие надежду на возвращение своих средств, также относятся к этой группе. Предпочтительнее дать закят не бедняку, который не имеет долгов, а тому, кто из-за долгов находится в затруднительном положении, ибо должник морально несвободен, и ему нужно помочь решить мучающие его проблемы.
Если кто-то брал деньги в долг на дурные цели, но впоследствии раскаялся, то ему позволяется дать закят.

7. «На пути Всевышнего». Закят дают только тем людям, которые находятся на пути Всевышнего и пребывают в бедственном положении. Совершение хаджа считается именно этим действием, поэтому всем желающим совершить хадж можно дать из доли закята. Малый хадж (умра) является добровольным видом поклонения, поэтому для совершения умры закят не даётся.

 Аль-Касани в своей книге «Аль-Бадайи» сказал: «Понятие «фи сабилиллях» – это любые деяния, совершённые с целью достижения довольства Всевышнего. Некоторые из учёных растолковали это как «изучение религиозных наук». Следовательно, каждый, кто занят изучением полезных знаний, имеет право на получение закята, даже если он имеет значительное состояние.

8. Путники – те, кто отправился в путь ради совершения благого или полезного дела, но, оставшись без помощи, не добрался до конечного пункта. В качестве примера можно назвать хадж, посещение кого-либо или поездку с целью торговли.

Если путник является состоятельным человеком у себя дома, но в пути попал в сложную ситуацию, ему можно дать из закята, чтобы он добрался до цели. Но такому человеку лучше всего вместо закята взять деньги в долг.

Тот, кто попал в тяжёлое положение вследствие материальных потерь или невозвращения собственных средств, также попадает в разряд путников. Поэтому ему позволяется брать закят в размере, достаточном для решения своих проблем. Если впоследствии его потери будут компенсированы, то полученный закят можно оставить у себя, не отдавая другим.

Кто желает дать закят, может дать его любым лицам из вышеперечисленных категорий. Причём можно дать закят одновременно нескольким людям из разных категорий, так как, согласно аяту Корана, закят дают только тем, кто входит в эти восемь категорий. 
 («Ибн Абидин», «Аль-Фатаваи аль-Хиндия», «Аль-Майдани») 

Мухаммад-фарук Азимов