25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Открытый призыв и его последствия

Умар رضي الله عنه, главной чертой характера которого была неукротимая энергия, пользовался особым уважением среди жителей Мекки.

Его решение уверовать в Единого Господа многобожники посчитали для себя унижением, а последователи Пророка ﷺ, наоборот, увидели в этом опору и большую радость.

Ибн Аббас رضي الله عنه рассказывал: «Однажды я спросил Умара бин аль-Хаттаба رضي الله عنه: “Почему тебя прозвали аль-Фаруком (“различающий”; имеется в виду способность отличать истину ото лжи)?” Он пояснил: “Хамза принял Ислам на три дня раньше меня”. После этого поведал о том, как принял Ислам, а в конце сказал: “Приняв Ислам, я сказал: “О Посланник Аллаhа ﷺ, разве мы не следуем Истине независимо от того, умрём мы или останемся в живых?” Пророк ﷺ ответил: “Конечно! Клянусь Тем, во власти Которого находится моя душа, вы следуете Истине независимо от того, умрёте вы или останетесь в живых”. Я спросил: “Зачем же тогда скрываться? Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, мы обязательно выйдем наружу!” И потом мы вышли двумя рядами. Один из них вёл Хамза رضي الله عنه, а во главе другого, от которого исходил шум, подобный шуму мельницы, находился я, и так мы подошли к Каабе. Там курайшиты увидели меня и Хамзу, из-за чего их охватило такое уныние, подобного которому они ещё не знали. В тот день Посланник Аллаhа r назвал меня – аль-Фарук».

Сообщается, что Ибн Масуд رضي الله عنه говорил: «Мы не могли молиться у Каабы до тех пор, пока Ислам не принял Умар رضي الله عنه». Сухайб бин Синан ар-Руми رضي الله عنه сказал: «После того как Умар رضي الله عنه принял Ислам, эту религию стали исповедовать и призывать к ней открыто, а мы усаживались вокруг Каабы и совершали её обходы, и требовали справедливости от тех, кто обижал нас, и отвечали на некоторые обиды тем же».

Предложения курайшитов Пророку ﷺ 

После принятия Ислама двумя такими выдающимися героями, как Хамза бин Абд аль-Мутталиб رضي الله عنه и Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه, тучи начали рассеиваться, а многобожники, опьянённые возможностью безнаказанно подвергать мучениям и преследованиям мусульман, стали приходить в себя. Они попытались заключить с Пророком ﷺ соглашение, предложив ему всё то, в чём он мог нуждаться, чтобы удержать его от продолжения призыва. Этим несчастным было неведомо, что весь мир не стоит и малой части этого призыва, и они, конечно же, не сумели добиться того, к чему стремились.

 Однажды, когда Пророк ﷺ в одиночестве сидел у Каабы, Утба бин Рабиа, являвшийся старейшиной среди курайшитов, сказал: «О курайшиты, не пойти ли мне к Мухаммаду ﷺ? Я поговорю с ним и предложу ему то-то: может быть, он примет какие-то наши предложения, мы дадим ему, что он захочет, и он оставит нас в покое». Это было после того, как Ислам принял Хамза رضي الله عنه, и курайшиты увидели, что количество сподвижников Посланника Господа ﷺ стало расти. Курайшиты сказали: «Конечно, о Абуль-Валид, иди и поговори с ним!» 

Укба пошёл к Пророку ﷺ, подсел к нему и начал свою речь: «О сын моего брата, ты хорошо знаешь, каким уважением ты пользуешься среди родственников и к какому знатному роду ты принадлежишь, однако ты принёс твоим соплеменникам то, благодаря чему они впали в разобщение! Ты объявил глупыми их воззрения, стал порицать их богов и их религию и назвал неверными их предков. Теперь послушай меня. Я предложу тебе кое-что, а ты подумаешь над этим и, быть может, примешь что-то из этого».

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Говори, о Абуль-Валид, я слушаю». Тот продолжил: «О сын моего брата, если благодаря тому, с чем пришёл, ты стремишься приобрести богатство, мы соберём для тебя столько денег, что ты станешь богатейшим из нас; если ты стремишься к почёту, мы поставим тебя над нами и не будем ничего решать без твоего согласия; если ты стремишься к власти, мы сделаем тебя нашим правителем. А если к тебе является злой дух, которого ты видишь, но не можешь от него избавиться, мы постараемся вылечить тебя и не пожалеем денег, чтобы освободить тебя от него, ибо бывает так, что дух подчиняет себе человека и не отпускает, пока его не исцелят». 

Свет Божественного Писания способен проникнуть в самое тёмное сердце

Когда Утба закончил говорить, Посланник Господа ﷺ спросил: «Ты закончил, о Абуль-Валид?» Он ответил: «Да». Пророк ﷺ произнёс: «А теперь послушай меня». Тот согласился: «Говори». И Посланник Аллаhа ﷺ сказал (смысл комментария к первым аятам суры «Фуссилят»): «С именем Аллаhа ﷻ Милостивого (ко всем в этом мире) и Милующего (лишь уверовавших в День Суда). Ха Мим (смысл этих букв известен лишь Господу). Коран ниспослан от (Господа) Милостивого и Милующего. Это Книга, аяты которой подробно разъясняют (отличие истины ото лжи). Этот Коран на арабском языке понятен людям, которые знают (смыслы его аятов). Коран – это радостная весть и предостережение, однако большая часть людей отворачиваются и не слышат (истину). И неверующие говорят (Пророку ﷺ): ”Наши сердца закрыты для того, к чему ты нас призываешь. Наши уши глухи, и между нами и тобой – преграда (мешающая нам понять друг друга)…”»

Услышав эти аяты, Утба остановился. Заложив руки за спину, он продолжил слушать их. Дойдя до того аята, где говорится о земном поклоне, Пророк ﷺ совершил его, а потом сказал: «О Абуль-Валид, ты слышал то, что слышал, а теперь поступай, как знаешь».

Утба вернулся к своим товарищам, которые стали говорить друг другу: «Абуль-Валид пришёл к нам не с таким выражением лица, с каким уходил». 
После того как он сел рядом с ними, они спросили: «Что там произошло, о Абуль-Валид?» Тот поделился увиденным: «Я услышал слова, подобно которым, клянусь Господом Каабы, не слышал никогда прежде! Это не стихи, не колдовство и не прорицания! О курайшиты, послушайте меня, я со всей ответственностью говорю вам: дайте этому человеку заниматься тем, что он хочет, и не трогайте его, ибо в его словах, которые я слышал, заключена великая мудрость! Если он потерпит поражение от других арабов, то вы будете избавлены от него чужими руками; если же он подчинит себе других арабов, то вы разделите с ним власть и могущество и станете благодаря ему счастливейшими из людей!» Они сказали: «О Абуль-Валид, он околдовал тебя своими речами!» На что тот продолжил: «Я лишь высказал своё мнение о нём, а вы можете делать то, что считаете нужным».

В другой версии этого сообщения говорится, что Укба слушал, пока Посланник Аллаhа ﷺ не дошёл до слов Всевышнего (смысл комментария): «А если они (жители Мекки после этого) откажутся (уверовать), то скажи (им): “Я предупреждаю вас (о том, что вас может постигнуть) о наказании, подобном наказанию (постигшему) адитов и самудян”» (сура «Фуссилят», аят 13). 

Услышав эти слова, Укба встал, охваченный страхом, прикрыл рот Пророка ﷺ рукой и стал говорить: «Заклинаю тебя Аллаhом ﷻ и родственными связями!» – опасаясь, что это и в самом деле произойдёт.

Адиль Ибрагимов