29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Клады здоровья

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

Этика посещения больного

1. Не посещать его в первые дни болезни. Пророк ﷺ навещал больного только через три дня после того, как он заболел. 

2. Говорить рядом с больным только о хорошем, вселять в него надежду на выздоровление. Желательно сказать то, что говорил Пророк ﷺ при посещении больного (смысл): «Всё будет хорошо, по воле Всевышнего эта болезнь станет очищением тебя от грехов» (аль-Бухари).

3. Помолиться за больного о его скорейшем выздоровлении, спросить о его состоянии, лечении. Желательно прочитать те мольбы, которые читал Пророк ﷺ, навещая больных. В хадисе сказано: «Посещение больного будет полноценным, если прикоснуться к его лбу или руке и спросить о его состоянии» (ат-Тирмизи). 

4. Нежелательно задерживаться долго рядом с больным, ибо сказано, что лучшее посещение – это самое лёгкое (быстрое). 

5. Нежелательно заставлять больного есть или пить. В изречении Пророка ﷺ говорится: «Не заставляйте больных есть и пить, поистине, Всевышний Аллаh кормит и поит их» (ат-Тирмизи). Если больной чувствует отвращение к какой-то еде, не нужно заставлять его есть её. Нужно ограничиться лёгкой пищей, чтобы сохранить его силы, давая организму бороться с болезнью.

В том случае, если больной желает какую-то пищу, желательно дать ему эту еду. В хадисе сказано: «Когда больной желает какую-либо еду, то накормите его ею» (Ибн Маджах). Но если эта еда вредна для его исцеления, то стоит ограничить приём этой пищи. 

Соблюдение диеты (аль-хима)

Соблюдение диеты помогает организму бороться с болезнью. Пророк ﷺ велел соблюдать диету и остерегаться того, что вредит больному. Сальма бинт Кайс аль-Ансария рассказывала: «К нам пришёл Посланник Аллаhа ﷺ вместе с Али رضي الله عنه, который только выздоравливал после болезни. У нас дома висела ветка с финиками. Пророк ﷺ встал и начал есть эти финики. Когда же и Али رضي الله عنه захотел съесть фиников, Пророк ﷺ остановил его: «Подожди, о Али رضي الله عنه, ты только выздоравливаешь». Али رضي الله عنه сел, а Пророк ﷺ продолжал есть. Потом я сварила для них ячмень и свёклу. Тогда Пророк ﷺ сказал Али رضي الله عنه: «Вот это ешь, это больше подходит для тебя» (аль-Хаким). 

Великого арабского врачевателя Хариса бин Калада как-то спросили, что является основой медицины, он ответил: «Аль-хима», то есть диета. Гиппократ подчёркивал, что диета – основа лечения, а желудок – дом болезней. Из всего этого следует, что больному следует соблюдать диету и отказаться от той пищи, которая не подходит ему во время болезни. Однако если больной сильно желает, то можно дать ему немного этой еды. 
Выздоравливающему больному следует есть только лёгкую пищу и супы, остерегаться физических нагрузок и бессонницы.

Очищение

Прежде чем приступить к лечению больного, следует провести очищение его организма от всего того, что вызвало эту болезнь. Тем самым мы готовим организм к лучшему восприятию дальнейшего лечения. Очищение организма от всевозможных шлаков подобно стирке одежды с мылом. Однако частое очищение организма вредит здоровью так же, как одежда портится от частой стирки. 

Очищение организма можно проводить посредством следующих процедур: вызывание расстройства желудка, рвоты, потоотделения и кровопускания. 

В летнее время лучше вызвать рвоту, а зимой – расстройство желудка (понос). Самым безопасным и более полезным для вызывания расстройства желудка для меланхоликов, холериков и флегматиков является сенна мекканская (кустарниковое растение длиной до 2 метров, с жёлтыми цветками и семенами в виде плоского боба). Также можно использовать королевское семечко, корень одуванчика или кору крушины, в зависимости от назначения лечащего врача. Для профилактики рекомендуется один раз в месяц делать очищение, а для лечебных целей – по назначению врача.
Потоотделение чаще всего происходит само по себе, естественным образом, или же посредством физических нагрузок и хождения в парную. Потоотделение – одна из важнейших функций организма. С потом выходят шлаки, токсины, соли, мочевая кислота и другие вредные соединения, образовавшиеся в процессе обмена веществ в организме. 
Что касается рвоты, то она делится на два вида. 

Первый – самопроизвольная рвота. Причин, из-за чего человека может вырвать, много, например, несварение желудка. Такую рвоту нельзя удерживать, а, наоборот, нужно дать возможность организму очиститься. Но если рвота не останавливается, то нужно использовать средства, например, выпить настой из измельчённой мастики и гвоздики, настой из мяты, из семян укропа, разжёвывать кардамон или принимать несколько раз в день 1/4 ч. л. молотой гвоздики. 

Второй – вызывание рвоты для очищения в целях профилактики. В книге «Тасхил уль-Манафи» написано: «Следует вызывать рвоту один или два раза в месяц, на полный желудок». Некоторые врачеватели говорят, что делать это можно раз в неделю. Лучшее время для подобной рвоты – весна и лето. Рвота очищает и укрепляет желудок, улучшает зрение, устраняет тяжесть в голове, помогает при параличе, желтухе и асците. 
Тем, у кого воспалённое горло или склонность к внутренним кровотечениям, следует остерегаться рвоты.

Нежелательно вызывать рвоту на пустой желудок, лучше перед этим съесть что-нибудь кислое, рыбу, масло, мясо и, после того как пройдут один-два часа, выпить горячую воду, добавив в неё чуть мёда, и вызвать рвоту. Хорошим средством для вызывания рвоты являются ягоды жостера (проглотить пять штук, запивая водой). Также для этого используют марганцевый раствор. Нужно выпить 0,5–2 литра раствора. Это очищает и дезинфицирует желудочно-кишечный тракт.

Раствор можно приготовить на глаз – примерно 10 кристаллов на 1 литр воды. При рвоте следует повязать плотно лоб, глаза и живот. По завершении – промыть лицо холодной водой. Выпить после рвоты яблочный сок с мастикой или розовую воду. Также будет полезным выпить медовую воду. 

(Продолжение следует)
 

Мухаммад Дибиров