28 марта
2024 года
поделиться
Выпуск: 654, Сафар 1444
Категория: Актуально

Лето 2022. Туризм. Итоги

Этим летом на Дагестан обрушился очередной ураган туризма. Посмотрим, что изменилось в республике и насколько готова к наплыву туристов отрасль отдыха и развлечений.

У большинства граждан России на слуху южный город Дербент, который манит своими пляжами. Одна лишь Нарын-кала под охраной ЮНЕСКО чего стоит – уже бренд на все времена. О Махачкале, напротив, иногда говорят, что задерживаться там не стоит и смотреть нечего. В столице Дагестана и правда осталось немного сохранившихся архитектурных памятников, но делает ли это её менее привлекательной? Давайте разберёмся!

Помимо залётных туристов в Махачкалу всегда приезжало много людей по работе. За последнее время открылись несколько вполне достойных новых гостиниц, появилась конкуренция. Чтобы клиент вернулся, всё чаще наблюдается тенденция, при которой цена соответствует качеству. Разнообразие в ресторанном бизнесе царит в Махачкале уже много лет, даже сейчас цены сильно радуют по сравнению с московскими. Пляж, несмотря на наплыв туристов, чище, чем в прошлом году, набережная тоже. Развлечения и шопинг в Махачкале приятно удивят любого, здесь есть всё: от экономичного Китая до оригинальной люксовой Италии. Улица Ярагского, проспект Расула Гамзатова или набережная особенно летом превращаются в красочный парад мод.

Бородатые величавые горцы неспешно выходят из больших тонированных машин, мягкие лоферы или удобные сандалии и мягко ступают на горячий асфальт в поисках прохладной террасы и ароматного чая с десертом. Рядом компании гордых красивых горянок, все краски льна и шёлка мелькают под солнцем, создавая атмосферу вечного праздника. Краеведческий музей в центре, тихие улочки старого города, большие парки – грамотный рассказ гида способен сделать столицу республики любимым городом туриста. 

Дербент прекрасен в любое время года. Старый город-музей под открытым небом манит гостей со всего мира. Когда достопримечательностью является целый город, да ещё и самый южный морской курорт, хочется построить шалаш на берегу и жить-поживать всё лето. Конечно, не существует закона, который регулирует цены на гостиницы и рестораны, но никто не отменял разум и остальные душевные качества. В погоне за летом туристы не замечают неторопливых ресепшионистов, которые вручают им старые ключи, хотя стандарты давно диктуют электронные. Четырёх-(?) и пятиэтажные гостиницы не оборудованы лифтом, а шведский стол на завтраке тянет на придорожную столовую.

О рабочей униформе, наверное, многие даже не знают и вряд ли собираются вкладываться в это. Не хочется получать профильное образование, но можно хотя бы съездить и посмотреть, как это делают коллеги в городах Золотого кольца или в Москве давно и вполне профессионально. Взглянем на далёкий Владивосток – ни один иностранный турист не приехал бы туда, если бы местные не потрудились поучиться ремеслу гостеприимства. 

В горах появились рестораны с видом на горы, которые считают себя самыми модными. При этом в течение всего лета в некоторых заведениях неполное меню, нестабильно работает кондиционер, отключён телефон для брони, и практически всегда можно услышать довольную фразу: «К нам и так едут!»

Всё это бывает даже в Италии или Франции. Капитализм может ослепить в любом уголке планеты. Но существует также память гостя, который приехал и вынужден платить двойную или тройную цену. Вряд ли мы вернёмся в глэмпинг из самого дешёвого пластика по цене хорошего номера московского четырёхзвёздочного отеля. Или однажды где-то на обеде станет меньше туристов, если хозяин так и не заметит, что гостям не хватает вилок и пора бы наконец-то раскошелиться. Когда картинка на фото хуже реальной, остаётся лишь разочарование. 

Хотя всё это может быть: шалаш, палатка, застиранные простыни и многоразовые резиновые тапочки, официанты, вечно сидящие в телефоне, незамысловатые истории, кофе из пластмассовых стаканчиков под лезгинку. Но всему есть и цена, которая порой сильно превышает качество. Ещё в туризме существует термин «мода». Однажды какой-нибудь остров остаётся на пике продаж всё лето, и сервис замечательный, но проходит год-два – и люди едут в другое место. Даже когда всё прекрасно, как в Калининграде, например, год назад, спустя всего лишь сезон пристрастия туристов могут поменяться и гостей там оказывается в разы меньше. Задумайтесь те, кто хотят вести долгосрочный бизнес и передавать его по наследству. 

Конечно, можно работать с уверенностью, что это происходит в самом красивом месте на земле – на Кавказе. Сам я родился не в этих краях, но очень люблю горы, природу, иначе бы не писал всё это. Ещё раз повторяю, как говорил однажды в одной публикации: «Море, еда и даже горы есть и в других странах, а традиции, история везде разные. Именно это в конечном итоге будет притягивать туристов в Дагестан!»
И порой хозяйка самого обыкновенного гостевого дома в горах накрывает обед гораздо лучше самого модного заведения. А состоятельным туристам зачастую намного приятнее спать в старинном этно-доме, чем в гостинице у моря, где в силу стечения обстоятельств принимают «потоки».

Туризм – не газ, не бензин и даже не фрукты или овощи. Это очень хрупкий бизнес, и выиграет в нём тот, кто любит людей; гость это чувствует и запоминает на всю жизнь. А Дагестан, конечно, всегда будет прекрасен! 

Сергей Канчеров