25 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 654, Сафар 1444
Категория: Актуально

Благо, которое мы не ценим

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

Первым, кто составил книгу о лечебных свойствах растений, как считают некоторые учёные, был пророк Сулейман (Соломон) عليه السلام. 

От Ибн Аббаса رضي الله عنه передаётся: «Пророк Сулейман عليه السلام каждый раз после совершения намаза находил перед собой новое растение и спрашивал: «Кто ты?» Оно отвечало: «Я такое-то растение, являюсь лекарством от такой-то болезни». Он повелевал срезать его и записывать о его пользе» (ат-Табрани). 

Пророк Мухаммад ﷺ тоже имел глубокие знания в области медицины и рекомендовал некоторые растения, травы, мёд и различные мольбы для профилактики и лечения от различных заболеваний. 

Урват رضي الله عنه рассказывает, как он спросил у Айши رضي الله عنها: «О мать правоверных, я удивляюсь вашим знаниям в медицине, откуда вы их получили?» Она ответила: «В конце жизни Посланник Аллаhа ﷺ много болел. К нему приходили делегации людей, которые рассказывали ему о разных лекарствах, а я их запоминала». 

Имам аш-Шафии сказал: «Наука делится на два вида: наука для тела и наука для религии». Медицина – для тела, а фикх (шариатское право) – для религии. Это указывает на ценность науки медицины, потому что она приносит пользу лучшему творению Всевышнего – человеку. В одном из изречений Пророка ﷺ говорится: «Самый любимый для Аллаhа ﷻ из людей – самый полезный для них» (ат-Табарани). 

Имам аш-Шафии говорил: «Два вида науки верующие упустили и оставили без внимания: медицину и арабский язык». Поэтому каждый человек обязан иметь хоть какие-то знания из медицины, чтобы сохранить своё здоровье и здоровье своих близких, дарованное нам Всевышним». 

Ценность здоровья 

Тело человека бывает в трёх состояниях: в здоровье, в болезни и в положении между здоровьем и болезнью. Здоровье –– это такое состояние тела, когда каждый орган исполняет свою функцию правильно. Здоровье является лучшим из благ Всевышнего, дарованных человеку, после веры. Потому что невозможно полноценно заниматься мирскими делами и поклонением Господу при отсутствии крепкого здоровья. Поэтому человек обязан благодарить Всевышнего Творца за этот дар. Пророк ﷺ сказал: «Два блага, в котором обмануты многие люди, – здоровье и свободное время» (аль-Бухари). Многие люди не используют во благо время и здоровье, дарованные им Всевышним. 

Абу Дарда رضي الله عنه как-то сказал: «О Посланник Аллаhа ﷺ, быть здоровым и благодарить Господа мне нравится больше, чем находиться в испытаниях (бедствиях) и проявлять терпение». Тогда Пророк ﷺ ответил: «Посланник Аллаhа ﷺ тоже предпочитает это вместе с тобой» (ат-Тирмизи).
В другом хадисе сказано: «Кто из вас застал утро будучи в добром здравии и в безопасности, имея пропитание на этот день, тому словно достался весь мир» (ат-Тирмизи). 

Когда дядя Пророка ﷺ Аббас رضي الله عنه спросил, что ему просить у Всевышнего, Пророк ﷺ ответил: «О Аббас, ты проси у Аллаhа ﷻ здоровья и благополучия в этом мире и в мире вечном» (ат-Тирмизи). Когда один бедуин спросил Посланника Господа ﷺ, что ему просить после намаза, Пророк ﷺ ответил: «Проси прощения, здоровья и благополучия» (ат-Тирмизи).

Говорят, что здоровье – это корона, которую замечают только больные. Эти и другие хадисы указывают на важность сохранения здоровья и что это благо, за которое мы обязаны благодарить Всевышнего, ибо нездоровый человек не может приносить пользу ни себе, ни обществу. Человек обязан заботиться о своём здоровье, сохраняя его, занимаясь профилактикой, и стараться посредством лечения вернуть то здоровье, которое он упустил.

Ценность болезни

Болезнь – это такое состояние организма, при котором нарушается его правильная деятельность. Для верующего болезнь тоже считается благом от Всевышнего, так как она подталкивает его к осознанию своей слабости, ошибок и грехов, покаянию и совершению благих деяний. По Своей милости Господь сделал болезнь милостью и искуплением грехов для Своих рабов.

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Не настигают верующего хронические болезни, страдания, боли, печаль, даже тревоги, которые его беспокоят, кроме как в качестве искупления, смывающего его грехи» (аль-Бухари, Муслим).

Ещё Пророк ﷺ сказал: «Я удивляюсь верующему, который не проявляет терпения к болезням; если бы он знал, какое вознаграждение его ждёт за болезни, то он возжелал бы быть всегда больным, пока он не встретится со Всевышним Господом» (аль-Баззар). 

В состоянии болезни человек не должен терять надежду на милость Создателя, а наоборот – должен надеяться, что Господь проявит к нему милость и простит его грехи. 

(Продолжение следует)
 

Мухаммад Дибиров