Агрессия может быть направлена как на отдельного человека, так и на группу людей. Порой это носит систематический характер и выражается в форме жестокой критики, необоснованных оскорблений и травли людей.
В реальной жизни они могут быть обычными людьми, порой даже очень милыми и добрыми, и, глядя на них, и не подумаешь, что они способны написать такие грязные сообщения в Сети. Такое поведение можно назвать маскарадным, поскольку они надевают или, скорее, снимают свои маски, заходя в интернет-пространство. Злобные носители масок бывают разные – некоторые могут выпускать яд в адрес других людей, к которым они не имеют никакого отношения и с которыми никак не связаны, просто потому, что решили для себя, что имеют на это право.
1. Самое банальное – это чёрная зависть, выплёскиваемая в Сеть и отравляющая других. Такие хейтеры разъедаются изнутри, и это приносит им самим страдание, при этом они не получают удовольствия от своей деятельности, но пытаются тешить себя злобными сообщениями.
2. Ещё одной причиной является общая неудовлетворённость, выраженная синдромом «Баба-Яга против». Таким людям ничего не нравится, они против всех и вся, и им без разницы, кого обливать грязью, для них все плохие.
3. Третья категория – это люди, которые выступают против конкретной личности, организации, государства или какой-то системы, и вместо конструктивной критики переходят сразу к обвинениям, порой необоснованным, манипулируют истиной, интерпретируют факты и призывают к деструктивным и радикальным действиям. Они переходят на личности и позволяют себе высказывание суждений в грубой форме, оскорбляющей честь, достоинство и репутацию человека. Их отличает неприятие альтернативных точек зрения.
4. Есть командные хейтеры, которых различные силы используют в своих политических или экономических целях. Им без разницы, на кого нападать, кого порочить, они выполняют заказ, и их не беспокоит судьба жертв психологической агрессии.
5. К особым видам хейтеров относятся популисты, которые через выпады в чужой адрес раскручивают себя и свои страницы в социальных сетях.
6. У кого-то может быть личная неприязнь, и свои отношения они выносят в публичное пространство.
Часто хейтеры скрываются под другими никами и не хотят, чтобы общество узнало, кто они.
Инсинуация хейтеров с точки зрения религии может расцениваться как совершение таких больших грехов, как ложь, клевета, наговор, поклёп, хула, распространение сплетен, сквернословие и другие, некоторые из которых по своей тяжести сравнимы с прелюбодеянием. Опасность действий хейтеров ещё и в том, что они носят публичный характер и к ним имеется международный доступ из любой точки мира. Охват грязных комментариев в Сети может превышать миллионы просмотров. Чем больше людей увидят хейтерские виртуальные грехи, тем больше эти грехи становятся, и все эти зрители становятся и соучастниками, и свидетелями разбирательства в День Великого Суда.
Но ещё до Небесного суда, ещё в миру, виртуальная активность хейтеров может повлечь правовую ответственность за разжигание межнациональной, межконфессиональной розни и оскорбление, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.
Что же делать и как быть хейтерам?
Все мы люди, все мы ошибаемся и грешим, но лучшие из ошибающихся те, кто осознал порок и искренне раскаялся. А механизм простой: стереть все грязные комментарии, удалить аудио- и видеоматериалы, и самое сложное – добиться прощения у тех, чьи права были попраны. Сделать твёрдое намерение не возвращаться больше к таким действиям и научиться любить окружающих, очистить сердце от пороков – злобы и
зависти.
Магомед Алимчулов