18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Чарода – жизнь как на другой планете

«Утром – яичница, днём – яичница, вечером – яичница. А ночью – омлет», – крылатая фраза из одного любимого советского фильма.

Даже самое обожаемое блюдо детства в один прекрасный момент перестаёт нравиться. Человеческая натура такова, и мир сегодня как мобильный телефон, постоянно хочется перелистнуть страницу и увидеть новое. 

Так же происходит и в туризме. Пить кофе в горах – очень красиво, но однажды кто-то скажет: «Сто раз видел в интернете, и что здесь такого?» Ужин в семье горца – это прекрасно, но, когда рядом уплетают чуду другие и на подходе третья группа, уникальность момента теряется. Поменяется тренд, и туристы кинутся на другие пляжи, если не заниматься благоустройством своих. Тряска горных серпантинов перестанет быть романтичной, и кто-нибудь заявит: «И когда же здесь будет асфальт как в Швейцарии?!» Лакский хинкал станет обыденным блюдом, Гуниб на устах – как Суздаль, лезгинку начнут танцевать на дискотеках, папаха превратится в шапку-ушанку. Однажды бывалая туристка как крикнет в сердцах мужу: «Дорогой, в этой гостинице синтетические полотенца, которые совершенно не впитывают влагу! Надоели эти тёмные обои, цветастые простыни и горы! Поехали снова во Францию! Там лучше!»

Что нужно сделать, чтобы люди возвращались в Дагестан снова и снова? Например, развивать новые направления! Туристическая зона республики занимает лишь около 20 % территории. Возьмём Чародинский район и проведём небольшой эксперимент по развитию новой локации. Место ещё не столь популярное, как Гамсутль, но имеет все шансы стать настоящей «бомбой», как говорят дагестанцы. 

Целевая аудитория – три группы туристов:

1. Были в Дагестане, всё очень понравилось, хотим вернуться снова.
2. Понравилось, но одного раза достаточно.
3. Ещё не были; может, когда-нибудь соберёмся.

Причины и различия:

1. Всегда есть люди, которым нравится красота. Они готовы закрывать глаза на недостатки сервиса и возвращаться снова и снова в одно и то же место.

2. Второй группе ближе комфортабельные апартаменты Копакабаны и лигурийское Чинкве-Терре. После Таормины хаотичная застройка Гуниба совсем не впечатлила, а башни аула Гоор вызвали грусть оттого, что без должного ухода архитектурные памятники постепенно разрушаются. Эти туристы оказались на Кавказе волею обстоятельств и в будущем планируют отдыхать по привычке за рубежом. 

3. Ещё не были в Дагестане. 

Чего не хватает этим туристам и что их объединяет? Сервис и желание увидеть что-то совершенно новое! Постараемся учесть все нюансы и набросать несколько штрихов нового туристического направления «Чарода». Главные козыри притяжения района – история и уникальная красивая природа.

1. Перед въездом в каждое село разместить таблички с названием населённого пункта. Придумать герб села, выбрать символ места. Например, пушка на фоне красивого узора для села Нукуш, так как в период Кавказского имамата там изготавливали это оружие, а название села происходит от арабского слова «накъиш» (узор).

2. В период Кавказской войны жители села Ириб воевали на стороне имама Шамиля. Воссоздать Ириб как туристический центр Тленсерухского наибства. Найти что сохранилось (подземные мечети, дома), привести в порядок и сделать музеи. 

3. Выбрать самые удобные горные маршруты для пеших и горных прогулок. Поставить указатели, чтобы люди не заблудились и смогли путешествовать сами. 

4. Общая задача для новой туристической локации – ничего нового не строить. История и первозданная природа, музей под открытым небом – именно это будет отличать Чароду от остального Дагестана. Даже гостевые дома восстанавливать из самых живописных старых строений. 

5. Около Чвахило, самого мощного водопада Дагестана, ничего не сооружать. Зиплайн (спуск с использованием сил гравитации по стальному канату с отрывом от земли, по воздуху, с помощью специального устройства, использующего блоки) и самовары с конфетами лишь испортят панораму. Подобные уникальные объекты моментально теряют привлекательность, когда рядом появляются коммерческие аттракционы. Всему своё место. Тем более такого добра и так достаточно рядом для тех, кто желает развлечься. 

6. Написать и утвердить обзорную экскурсию по Чародинскому району, взяв за основу историю края от Сасанидской империи до сегодняшних дней.

7. В некоторых сёлах открыть туристические кафе. Около столиков на стене разместить таблички с интересной исторической информацией.
Познавательная информация вместе с чаем и чуду – запоминающийся туристический аттракцион.

8. Тема уборки мусора – очень важный момент! Органы местной власти решают, кто будет следить за той или иной территорией.

9. Единый стандарт сервиса для гостевых домов и общепита: большие удобные тарелки при подаче блюд со всеми столовыми приборами, однотонное постельное бельё и полотенца из стопроцентного хлопка для туристов в номерах.
Поверьте, такие нюансы оценят туристы из второй группы, расскажут друзьям и, возможно, вернутся снова. 

10. В туристических заведениях не играет музыка, отсутствует распитие горячительных. Словом, в деталях максимально приблизить правила и уклад жизни прошлых лет. Получится музей – весь район!

История Чародинского района даёт полёт фантазии для туризма. Не буду раскрывать все секреты сразу. Всё непросто, но главное – желание и действие. И, возможно, совсем скоро мы своими глазами увидим новый центр южного Аваристана! 
 

Сергей Канчеров