26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Смоленская область

Город Смоленск возник на землях, принадлежащих кривичам, первое упоминание о нём встречается в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде за 863 год. Смоленская губерния учреждена указом Петра I от 18 декабря (29 декабря по новому стилю) 1708 года. Область, в современном понимании, образована 27 сентября 1937 года.

 Издавна славилась смоленская земля своими зодчими, художниками, мастерами прикладного искусства. Сколько было создано здесь бесценных «украс», сколько их вошло в сокровищницу русского национального искусства! В XVI–XVII вв. пребывание мусульман на этих землях преимущественно ограничивается военным присутствием. Большое число татар отмечается в гарнизоне Смоленска в период Ливонской войны. Известно, что в 1562 г. астраханский царевич Бек-Пулад был воеводой в Смоленске и командовал сторожевым полком в походе на Литву; в 1563 г. он же участвовал в Полоцком походе (с территории Смоленщины на северо-восток современной Белоруссии) в качестве воеводы передового полка.

 Известно также об активных боевых действиях татар против поляков в районе Дорогобужа, под Смоленском и в районе Брянска уже после воцарения Михаила Фёдоровича Романова (правил в 1613–1645 гг.). С началом войны с Польшей осенью 1632 г. было снаряжено войско для осады Смоленска, в котором воевало 1228 татар из привилегированных сословий (884 казанских, 268 касимовских, 222 темниковских, 174 кадомских, 88 шацких, 20 юртовских татар и др.).

 Позже в составе подошедшего подкрепления насчитывалось еще 3405 татар из тех же этнолокальных групп. Контингенты романовских служилых татар несли украинную службу в 1628–1632 гг. в гарнизоне Вязьмы (ныне Смоленской области), а в 1679 г. романовские и ярославские татары под командованием князя М. А. Черкасского – в Севске (ныне Брянской области). Тысячи мусульман воевали на полях сражений в землях Смоленщины и Брянщины в эпоху позднего средневековья и в имперский период.

Смоленская крепость

 Известно об активном участии мусульман в Отечественной войне 1812 г., проходившей на территории Центральной России, в том числе особенно интенсивно – на Смоленщине. В 1897 г. в Смоленской губернии мусульмане составляли всего 0,02% населения региона (307 мужчин и 52 женщины). Точная статистика по землям Брянской области неизвестна, так как эта территория входила в состав Орловской губернии (всего в этой губернии проживало 373 мужчины и 29 женщин из числа мусульман). Рост мусульманского населения в регионе произошёл после 1945 года в послевоенное время, когда в силу выросшей мобильности населения усилились миграционные потоки. Кроме того, значительную роль в этих процессах играла существовавшая в то время система распределения специалистов.

Переписью 1989 г. в Смоленской области учтено два мусульманских этноса, чья численность превышала 1 тыс. человек: татары (2,2 тыс., или 0,19 % общего населения области, 6-е место среди всех этносов) и азербайджанцы (1,1 тыс.). В Брянской области только численность азербайджанцев превышала этот порог: 1,2 тыс. чел. (0,08 % всего областного населения, 6-е место).

После развала СССР ввиду резко усилившихся миграционных процессов выросло и мусульманское население в этих западных областях России. Смоленская область была в числе регионов, куда происходила эвакуация турок-месхетинцев после ферганских событий 1989 г. Общая численность записавшихся турками (миграции турок из Турецкой Республики в регион не происходило) и турками-месхетинцами составляла, согласно переписи 2002 г., 0,4 тыс. человек.

 О том, как живётся в Смоленской области, мы поговорили с жителями этого региона. Анастасия, многодетная мать, 45 лет: – Я очень люблю свою родину, многонациональную и многоконфессиональную Россию. Живут у меня рядом соседи из Дагестана. Мы с ними дружим давно, и наши дети дружат. Ходим друг к другу в гости, поздравляем и празднуем вместе все праздники, в том числе и религиозные. Очень культурные, благородные и воспитанные люди.

 Каждый раз, когда они едут к себе на родину, всегда привозят гостинцы разные, то сушёное мясо, то рыбу, сувениры народных мастеров. У нас даже есть прекрасные изделия унцукульских мастеров, которые они подарили моему мужу. Меня тоже воспитывали всегда в духе уважения к другим, хотя в моей юности о религии вообще ничего особо не знали, но всегда бывало трепетное отношение к людям, соблюдающим религиозные обряды. Ахмед, инженер, 35 лет: – Я родился и вырос здесь.

 С детства мне внушали, что нужно уважать и любить всех людей независимо от национальности и вероисповедания. У нас в коллективе люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Мы все дружим, и нам никогда не мешало то, что мы разных конфессий. У каждого своя вера, каждый молится так, как он считает правильным. Когда у меня возникли проблемы, мне помогли мои друзья – русские, татары, армяне и другие. В нашей стране нет места разделению людей по национальному или религиозному признаку. Я был в разных странах мира, но лучше, чем Россия, места не нашёл. 
Смоленская 

ИЛЬНУР ФАЙЗУЛЛИН