29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.08.2022 (по Ханафи)

1.Следуя в намазе за имамом, я не должен читать ничего из Корана во всех пяти намазах? Правильно ли я понял?

Следуя в намазе за имамом, нужно молчать, когда имам читает аяты Корана в намазе. Это основывается на следующем аяте Священного Корана (смысл комментария): «И когда читается Коран, то (внимательно) слушайте и молчите, чтобы к вам проявили милость» (сура «Аль-А’раф», аят 204).
Это основывается также на хадисе Пророка ﷺ, который передаёт Абу Муса аль-Ашари: «Когда имам начинает чтение Корана, то храните молчание. Когда он сядет в намазе, то первое, что вам нужно прочитать, – это ташаххуд (ат-тахият)» (Ибн Маджа). 

На основе вышесказанного вынесено решение о том, что тот, кто следует за имамом (ма’мум), в намазе во время чтения имамом аятов Корана должен молчать, слушая его чтение. Читать что-либо в это время ма’муму является запретным (карахат-тахрим). Остальные же молитвы, такие как тасбих (прославления Господа) в поясном поклоне, ташаххуд и другие, он читает как обычно. 
(«Дурар»)

2.Супруг не содержал супругу в течение какого-то времени. Потом она потребовала у него сумму, которую тратила на себя в этот период. Должен ли супруг возместить эту сумму?

Нет, супруг не должен ничего выплачивать, кроме случая, если они договорились об оплате заранее. К примеру, жена сказала мужу: «Если тебя не будет, я буду расходовать свои средства, а ты мне всё возместишь», и супруг согласился. В этом случае супруг должен всё возместить своей супруге. 
(«Ат-тасхил ад-Дурури ли-масаил иль-Кудури»)

3.Каким образом женщины должны использовать сивак (специальную щётку, сделанную из веток дерева акак, при разжёвывании которых волокна разделяются и превращаются в кисточку)?

Дёсны у женщин достаточно нежные, поэтому для них допустимо использование как самой веточки сивак, так и жевательной резинки в качестве сивака. 
(«Марак иль-Фалях»)

4.Моя супруга после развода забрала ребёнка на воспитание. Вправе ли она выезжать вместе с моим ребёнком за пределы города, в котором жила со мной?

Нет, ваша бывшая супруга не может выезжать за пределы города, забирая с собой вашего ребёнка. Но есть исключение: ваша супруга вправе выезжать за пределы города, если она едет туда, где родилась, выросла и вышла замуж. 
(«Ат-тасхил ад-Дурури ли-масаил иль-Кудури»)

5.Когда нужно поднимать палец при чтении «Ат-тахийята»?

При чтении молитвы «Ат-тахийят» следует сидеть, руки расположив на бёдрах, пальцы направив на киблу. Дойдя до чтения шахады (слов свидетельства веры), желательно поднять и опустить указательный палец правой руки следующим образом: при произнесении слов «ля иляха» указательный палец правой руки поднять вверх, при словах «илляЛлах» – опустить. Остальные пальцы рук остаются в том же положении. Если же человек не знает, в каком месте это делается, то лучше, чтобы его пальцы оставались неподвижными в течение всего времени чтения молитвы «Ат-тахийят». 
(«Хашияту Тахтави»)

6.Если менструальные выделения длятся дольше обычного, как быть в этом случае с намазом?

Если у женщины обычный для неё срок выделений длился семь дней, то по его завершении она обязана искупаться и приступить к намазу, если наступило время. Если же выделения не прекратились, но продолжались десять или меньше дней, то это будет означать, что обычный для неё срок изменился. Если же выделения продолжались дольше десяти дней, то это означает, что у неё истихаза (выделения в связи с болезнью и т.п.), и ей в этом случае необходимо искупаться и приступить к совершению намазов. Также она обязана возместить все намазы, пропущенные после семи дней, т.е. после обычного для неё срока. 
(«Дурар Хуккам»)

7.Если мать отказывается от воспитания ребёнка и никто из родственников не соглашается взять его, то как быть?

В таком случае матери вменяется в обязанность взять на себя заботу о своём ребёнке и его воспитание. 
(«Ат-тасхил ад-Дурури ли-масаил иль-Кудури») 

8.Мои деньги находились в руках моих родителей, и они в моё отсутствие всё потратили на себя. Могу ли я потребовать у родителей вернуть их мне и обязаны ли они это сделать?

Нет, ваши родители не обязаны вам возвращать то, что они потратили, и вам просить их вернуть тоже будет неправильно. Однако родителям запрещается продавать недвижимость детей без их согласия. 
(«Ат-тасхил ад-Дурури ли-масаил иль-Кудури»)

9.Куда нужно смотреть во время совершения намаза?

Стоя во время намаза, желательно смотреть на то место, куда прикладывается лоб во время земного поклона. В поясном поклоне желательно направить взгляд на переднюю часть ступней. А в земном поклоне – на кончик носа. Сидя желательно обратить взгляд на подол (между коленями). При произнесении «салама» желательно смотреть на плечи, правое и левое. 
(«Марак иль-Фалях»)

10. Почему по ханафитскому мазхабу не разрешается произносить вслух «амин» в намазе? 

Произнесение «амин» после суры «Аль-Фатиха» в намазе является сунной (желательным). Так поступали Пророк ﷺ и его сподвижники. В одном из хадисов Посланник Аллаhа ﷺ говорит: «Когда имам говорит «амин» (после суры «Аль-Фатиха»), вы тоже скажите «амин». Ибо, если произнесение слова «амин» молящимися совпадёт с произнесением его ангелами, то Аллаh ﷻ простит их прежние грехи» (аль-Бухари).

Приведённый хадис не оставляет сомнений, что произнесение слова «амин» после суры «Аль-Фатиха» является важной (муаккада) сунной. Учёные разошлись во мнениях относительно того, нужно ли это произносить тихо или вслух. Однако это различие касается предпочтительности произнесения «амин» вслух или тихо. Оно не касается дозволенности или недозволенности произнесения «амин» вслух или тихо, поскольку все четыре имама (имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад) единогласны в том, что это дозволено.

Однако по ханафитскому и маликитскому мазхабам во всех намазах (включая те, что читаются вслух) «амин» предпочтительно читать тихо. 
(«Фикху ль-Ислам»)

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62