18 апреля
2024 года
поделиться

Обязательная милостыня (закят) с животных

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Закятом облагаются домашние животные шести видов: овцы, козы, коровы, буйволы, верблюды и лошади. 

По поводу выплаты закята с лошадей мнения имамов расходятся. Имам Абу Ханифа считал, что выплата закята с лошадей является обязательной, а его ученики Абу Юсуф и Мухаммад утверждали, что выплачивать закят с лошадей необязательно, и это мнение взято как основополагающее при вынесении решения (фетвы). 

Закят не возлагается ни за каких других животных, кроме вышеперечисленных. Например, если человек владеет большим количеством кроликов, кур, уток, то он не обязан выплачивать с них закят. На того, кто выращивает кур и содержит своё имущество на деньги, вырученные от продажи яиц, не возлагается закят, кроме как с тех денег, которые он накопил таким образом и отложил. Мулы, ослы и олени также не подлежат обложению закятом.

Абу Зарр رضي الله عنه передаёт от Посланника Аллаhа ﷺ: «Если владелец верблюдов, коров или овец не выплатит с них закят, то в Судный день к нему придут ещё более крупные животные и станут его (владельца) бодать рогами и кусать. Как только одно животное завершит своё дело, за дело возьмётся другое и начнёт бодать и кусать. И так будет продолжаться до тех пор, пока каждому не будет воздано по заслугам» (аль-Бухари).

Животные, с которых положено выплачивать закят, должны соответствовать следующим критериям:
1. Быть домашними, недикими. Если самка является домашней, то и приплод считается домашним.
2. Количество животных должно достичь нисаба (определённого размера, количества, с которого необходимо выплачивать закят).
3. Со дня владения животными должно пройти не менее одного года. Если животным владеют меньше года, то закят с него выплачивать необязательно. 

Это объясняется тем, что ранее, чем через год, невозможно добиться увеличения роста поголовья животных.

4. Эти животные большую часть времени должны находиться на пастбищах, то есть находить прокорм в естественных условиях. Если животные содержатся в помещении и питаются заготовленными кормами, с них закят не выплачивают. С животных, которые находятся на выпасе меньше, чем шесть месяцев, закят также не выплачивают. Что касается животных, которых приобрели для последующей перепродажи, то закят с них вычисляют подобно закяту с товаров торговли. 

Нисаб животных, выплата закята с которых является обязательной 

1. Закят с овец и коз

На владельца мелкого рогатого скота закят не возлагается, пока тот не достигнет 40 голов. К мелкому рогатому скоту относятся бараны, овцы, козлы и козы и их детёныши. При подсчёте голов – баранов, овец, козлов и коз считают вместе, и когда их численность достигает 40, владелец должен отдать одну овцу, и это решение не меняется до достижения ими численности до 121. С 121 до 201 положено отдать двух овец или двух коз. С 201 до 400 голов отдают три овцы. Свыше 400 голов за каждую сотню отдают одну овцу, за 400 голов – четыре, за 500 – пять, за 600 – шесть и так далее, сколько бы их ни было. Животное, которое отдают в качестве закята, может быть как самкой, так и самцом.

2. Закят с коров и буйволов

Нисаб крупного рогатого скота начинается с 30 голов. Если количество скота меньше, то выплачивать закят не надо. При наличии коров от 30 до 40 в качестве закята отдают годовалого бычка или тёлку. От 40 до 60 коров – отдают двухгодовалого бычка или тёлку. От 60 – отдают двух тёлок или бычков-однолеток. Затем с прибавлением каждых 30 голов скота отдают одну тёлку или бычков-однолеток, за каждые 40 голов – двухгодовалого бычка или тёлку. 

Например, с 70 отдают одного годовалого бычка или тёлку и одного двухгодовалого бычка или тёлку; с 80 – двух двухлеток; с 90 – трёх тёлок или бычков-однолеток и т. д.

Что касается большего числа коров, то при вычислении закята расчёты производят по такой же схеме: за каждые 30 голов скота отдают одну тёлку или бычка – однолеток, за каждые 40 голов – одну тёлку или бычка – двухлеток.

Различные решения относительно выплаты закята с животных

Если в начале года в стадо, достигшее нисаба, были добавлены такие же животные (полученные в наследство, подаренные или купленные), то в конце года необходимо суммировать и выплатить закят со всех животных. 

Имамы Абу Ханифа и Мухаммад считали, что если общее количество козлят или телят, не достигших года, достигает нисаба, то с них закят не выплачивается. Но если среди них есть взрослые особи, то в этом случае необходимо провести общий подсчёт и выплатить закят в общем со всех животных. Например, если в начале года имелось 50 овец и 75 восьмимесячных ягнят, то в конце года двух овец отдают в качестве закята, так как общее количество овец достигает нисаба (более 121). Также, если в начале года имеется 29 телят и одна корова, то в конце года необходимо отдать одного годовалого телёнка (как с 30). 

По мнению Абу Юсуфа, если даже животные не достигли годовалого возраста, но их количество достигает нисаба, то в любом случае нужно выплатить закят. Например, с 40 ягнят нужно отдать одного ягнёнка. 

Стоимость животных, которых держат для продажи, включают в общее число товаров торговли, облагаемых закятом. Например, животные, купленные с целью последующей продажи, наряду с ягнятами и телятами, которых растят для продажи, считаются товаром торговли. Когда их цена в общем количестве достигает нисаба, то в конце года, как это делается в отношении товаров торговли, они подлежат обложению закятом в соотношении 1/40, то есть с них выплачивается закят как с торговли, не как с животных. 

Например, кто-то держит 30 овец, 3 лошади и 5 коров для продажи. В конце года с общей стоимости животных ему необходимо выплатить закят в соотношении 1/40. Однако если их содержат не с целью купли-продажи, то как с животных он не обязан выплачивать закят из-за отсутствия нисаба. 

Если корову, буйвола или верблюда держат с целью использования в хозяйстве, то в этом случае они представляют собой имущество первой необходимости, в силу чего также не облагаются закятом. Посланник Аллаhа r по этому поводу сказал: «Не надо выплачивать закят с животных, используемых для хозяйственных надобностей» (Абу Давуд). 
(«Бадаиу с-санаи», «Радд уль-Мухтар»)

(Продолжение следует.)

Мухаммад-фарук Азимов