25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

«Друг» Корана – Аббад бин Бишр رضي الله عنه

«Никто не мог превзойти в добродетели троих из ансаров (жителей Медины): Саада ибн Муаза, Усайда ибн аль-Худайра и Аббада ибн Бишра» (Аиша رضي الله عنها, мать правоверных).

ветлое и сияющее имя Аббада ибн Бишра навсегда вошло в историю призыва Мухаммада ﷺ. В поклонении Господу он отличался праведностью, бодрствуя ночами за чтением Корана. На поле боя он всегда отличался мужеством и отвагой во имя возвышения религии Творца. Если рассматривать его в ряду наместников или руководителей, то Аббад ибн Бишр был сильной личностью и надёжным хранителем общественной казны. 

Аиша رضي الله عنها сказала о нём и ещё о двух его соплеменниках: «Никто не мог превзойти в добродетели троих из ансаров, которые принадлежали к роду Абд уль-Ашхаль: Саада ибн Муаза, Усайда ибн аль-Худайра и Аббада ибн Бишра».

Когда на горизонте Ясриба (прежнее название Медины) появились первые лучи наставления Посланника Господа ﷺ, Аббад ибн Бишр находился в расцвете молодости. Его взгляд был полон мудрости и чистоты, а поведение отличали рассудительность и разумность, присущие зрелым людям, хотя в то время Аббаду едва исполнилось двадцать пять лет.

«Друг» Корана

Когда Аббад встретился с молодым мекканским проповедником Мусабом ибн Умайром رضي الله عنه, то проникся к нему большой симпатией, и вскоре два сердца связали прочные узы дружбы и братства, взращённые на основе общей веры. Их души обрели единение в их общих благородных качествах, достоинствах и добродетели. Внимая Мусабу, нараспев читающему Коран нежным серебристым голосом с мелодичной и пленительной интонацией, Аббад воспылал сильнейшей любовью к Божественному Писанию, широко открыв для него своё сердце. Это стало его главной заботой и важнейшим делом. Днём и ночью, в пути и на стоянке он непрерывно повторял священные аяты – до тех пор, что сподвижники Пророка ﷺ назвали его своим имамом и другом Корана.

Как-то ночью Посланник Аллаhа ﷺ совершал намаз в доме Аиши رضي الله عنها, примыкавшем к мечети. Заслышав голос Аббада ибн Бишра, читавшего Коран так мягко и нежно, как Пророк ﷺ слышал это своим сердцем от ангела Джибриля عليه السلام, он спросил: 

– О Аиша! Это голос Аббада ибн Бишра?
– Да, о Посланник Аллаhа ﷺ, – ответила Аиша.
– О Аллаh ﷻ, прости ему его прегрешения, – обратился к Господу Пророк ﷺ.

Аббад ибн Бишр участвовал во всех боевых походах Посланника Господа ﷺ, и в каждом из них он проявлял себя достойным образом, присущим носителю идей Корана. Однажды Пророк ﷺ находился в пути, возвращаясь из дальнего похода. В одной из долин он остановился со своим отрядом на ночлег. В этом походе в плену у мусульман оказалась одна из женщин язычников. Её муж, вернувшись домой и не найдя своей жены, поклялся идолами аль-Лат и аль-Уззой во что бы то ни стало догнать Мухаммада ﷺ и его спутников и не возвращаться, пока не вернёт её и не прольёт кровь виновного.

Едва мусульмане распрягли своих верховых животных в долине, как Посланник Аллаhа ﷺ спросил:
– А кто будет охранять нас этой ночью? 

К нему подошли Аббад ибн Бишр и Аммар ибн Ясир, они сказали:
– Мы, о Посланник Аллаhа ﷺ! 

Пророк побратал этих людей, когда жители Мекки совершили переселение в Медину. Подойдя к выходу из долины, Аббад ибн Бишр спросил своего брата, Аммара ибн Ясира:
– Ты предпочитаешь спать первую или вторую половину ночи?

Аммар ответил:
– Я предпочитаю спать первую половину ночи.

Затем он устроился неподалёку на ночлег.

Стояла тихая и спокойная ночь. Звёзды, деревья и камни словно воздавали хвалу своему Господу и восславляли Его. Душа Аббада ибн Бишра настроилась на поклонение Всевышнему, а его сердце страстно тянулось к Корану.

Необыкновенно приятным для него было читать Коран во время намаза, что прибавляло наслаждения и желания находиться в молитве долго.
Обратившись в направлении киблы (в сторону Каабы), Аббад приступил к совершению намаза, начав читать аяты суры «Аль-Каф» своим притягательным голосом. И вот когда Аббад купался в этом Божественном сияющем свете, целиком погрузившись в его сверкающий блеск, к долине приблизился человек. Издали заметив стоящего у входа в долину Аббада, он понял, что там находится Пророк ﷺ со своим отрядом, а этот человек охраняет их. Тогда пришелец, достав из колчана стрелу, вложил её в лук, а затем пустил в Аббада. Аббад вырвал из своего тела стрелу, не переставая читать Коран и совершать намаз. Ночной пришелец выпустил в него другую стрелу, которая также попала в цель. Однако Аббад выдернул её из тела, как и первую. Человек поразил его третьей стрелой, но Аббад выдернул её, как и две предыдущие. После этого он дополз до отдыхающего неподалёку товарища и разбудил его со словами: 

– Вставай, я ранен и ослаб. 
Когда пришелец увидел их обоих, то тут же поспешил ретироваться. Посмотрев на Аббада, Аммар увидел кровь, обильно текущую из его трёх ран.

Тогда он спросил его: 
– Хвала Всевышнему Аллаhу, почему же ты не разбудил меня, когда в тебя попала первая стрела? 

Аббад ответил: 
– В этот момент я как раз читал суру Корана, и мне не хотелось прерывать её, прежде чем она закончится. И клянусь Аллаhом ﷻ, если бы я не боялся оставить без прикрытия проход, который Посланник Аллаhа ﷺ поручил охранять мне, то моя собственная гибель была бы мне угоднее, чем прервать чтение суры.

Когда в эпоху правления Абу Бакра رضي الله عنه начались войны с вероотступниками, ас-Сиддик («Правдивый» – прозвище Абу Бакра رضي الله عنه) снарядил большую армию, чтобы покончить со смутой, чинимой лжепророком Мусайлимой, подчинить поддерживавших его вероотступников и вернуть их в лоно Ислама. В авангарде этой армии находился Аббад ибн Бишр. Во время сражений, не принёсших мусульманам заметного успеха, Аббад заметил, что ансары (жители Медины) полагались на мухаджиров (переселенцы из Мекки), а мухаджиры полагались на ансаров. Такое положение наполнило его душу скорбью и гневом. Всякий раз, слыша взаимные упрёки и пререкания, он чувствовал себя сидящим на угольях. Аббад прекрасно осознавал, что мусульмане добьются успеха в этих сражениях только в том случае, если каждая из сторон будет стремиться взять на себя всю полноту ответственности… 

Берегите свою Веру

В ночь перед решающим сражением Аббад ибн Бишр увидел сон, что небо будто раскрылось перед ним, а когда он вступил на Небеса, они приняли его, и небесные врата закрылись за ним… Проснувшись утром, Аббад рассказал об увиденном во сне Абу Саиду аль-Худри رضي الله عنه. При этом он добавил: 

– Клянусь Аллаhом ﷻ, о Абу Саид رضي الله عنه, это означает мою смерть на поле боя.

Когда рассвело и сражение возобновилось, Аббад ибн Бишр поднялся на возвышенное место и провозгласил: 
– О ансары, отличитесь же среди других людей! И не вкладывайте ваши мечи в ножны! Берегите свою Веру!

Он продолжал выкрикивать это, пока вокруг него не собралось около четырёхсот ансаров во главе с Сабитом ибн Кайсом رضي الله عنه, аль-Барой ибн Маликом رضي الله عنه и Абу Дуджаной رضي الله عنه. Аббад ибн Бишр и те, кто был с ним, бросились в гущу вражеских рядов, грудью встречая опасность. Бой продолжался до тех пор, пока не были сломлены силы лжепророка Мусайлимы и его приспешников, бежавших в «сад смерти». И там, у стен, Аббад ибн Бишр бездыханным рухнул на землю, обливаясь кровью…

На его теле было бесчисленное количество ран от мечей, копий и стрел врага, так что Аббада опознали только по имевшимся особым приметам.
 

Адиль Ибрагимов