04 декабря
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.08.2022 (по Шафии)

1.С какого возраста начинается совершеннолетие мальчиков и девочек, после чего на них распространяются предписания Всевышнего, такие как намаз, пост и т. п.?

Совершеннолетие определяется половой зрелостью человека. Согласно шафиитской богословско-правовой школе, если у мальчиков после исполнения 9 лет по лунному календарю (по солнечному календарю приблизительно 8 лет и 9 месяцев) произошло семяизвержение (поллюция), то с этого момента они становятся совершеннолетними. Чаще это происходит в 12–14 лет. Начало первой менструации у девочек в 9 лет (или за 16 дней до исполнения 9 лет) тоже свидетельствует о её совершеннолетии.
Если же до 15 лет по лунному календарю (приблизительно 14 лет 6 месяцев и 16 дней по солнечному календарю) не появились вышеназванные признаки, то совершеннолетие начинается с этого возраста.
Следовательно, со вступлением в совершеннолетие (по установленным признакам) подростки обязаны соблюдать все возложенные на них Всевышним предписания: намаз, пост, сокрытие девочками аврата (всего тела, помимо овала лица и кистей рук в присутствии посторонних мужчин) и т. д.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Мугни аль-Мухтадж»)

2.Обязан ли супруг выплачивать закят уль-фитр (обязательная милостыня после окончания месяца Рамадан) 
за бывшую жену?

В тех случаях, когда муж обязан обеспечивать жену  после развода – во время идды (срок, по истечении которого жена вправе выйти замуж за другого), он обязан выплачивать за неё и закят уль-фитр.
Следовательно, супруг, который дал один или два развода, обязан выплатить закят уль-фитр за супругу во время идды, если до развода у них была половая близость.
Если супруг дал один или два развода и у них не было половой близости в браке, то он не обязан выплачивать, так как в этом случае она не должна выжидать идду.
Если женщина беременна, то в любом случае (то есть после однократного, двукратного или трёхкратного развода) он обязан выплатить закят уль-фитр. Если же супруг дал все три развода и она не была беременна, то не обязан.
Примечание:
Если супруг дал развод после того, как выплата закята уль-фитр (после захода солнца последнего дня месяца Рамадан) стала обязательной, то он обязан выплатить его, несмотря на количество разводов, беременность и т. д.
Супруг ни до, ни после развода не обязан выплачивать закят уль-фитр за непокорную (по религиозным нормам) жену.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж»)

3.Муж дал жене один развод, а по прошествии определённого времени вернул её словами, но жена утверждает, что идда (срок прохождения трёх периодов чистоты между менструациями) к этому времени закончилась, а муж ей не верит. Чьим словам отдают предпочтение в данном случае?

Учитываются слова жены, но она должна поклясться в этом, так как муж утверждает обратное. Если муж не отрицает, то нужды в клятве нет. Если она откажется от клятвы, то её слова не принимаются, и право клятвы переходит к мужу.
Примечание:
Необходимо также, чтобы завершение идды после развода было возможно физически. То есть если жена утверждает, что идда завершилась, а времени прошло столько, что три периода чистоты между регулами никак не может пройти, то её утверждение не принимается.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

4.Надо ли возместить намазы, если после них человек по незнанию совершал суджуд-сахви (земной поклон в качестве компенсации за отвлечённость в намазе, допущение некоторых ошибок, не нарушающих намаз), полагая, что таким образом компенсирует отвлечённость в молитве?

Совершать суджуд-сахви в намазе без причины запрещено. Его желательно выполнить лишь в определённых случаях, например, если забыл прочитать «Махдину» во время утреннего намаза или первый «Ат-Тахийят» в обязательных намазах. Совершённый безосновательно суджуд-сахви нарушает намаз, и его надо возместить, кроме тех случаев, когда он был выполнен по забывчивости или по незнанию.

В случае когда молящийся совершал его по незнанию, надо учесть, является ли он тем, кому прощается подобное незнание. Если является, то возмещать эти молитвы не нужно, если нет – необходимо возместить.

Совершённые по незнанию действия прощаются только в двух случаях: если человек жил в отдалении от учёных-богословов или принял Ислам недавно.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Можно ли целовать детей в губы и т. д.?

Имам аль-Бухари передаёт хадис, где говорится, что Пророк ﷺ целовал своего сына Ибрагима и внука Хасана. В другом хадисе сказано, что некий человек обратился к Пророку ﷺ: «У меня десять детей, и я ни разу не поцеловал никого из них». Тогда Посланник Господа ﷺ сказал ему: «Поистине, не будет милосердия к тому, кто не проявляет его к другим».

Следовательно, является желательным (суннат) целовать своих и также чужих детей, проявляя к ним милосердие, любовь и доброту. Целовать можно лицо, руки, голову, даже губы и т. д.

Но если ребёнок достиг возраста, когда он вызывает влечение человека противоположного пола со здоровой психикой, то целовать его запрещено (харам), если при этом возникают порочные мысли.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Равдат ат-Талибин»)

6.Можно ли обносить могилу забором, стеной и т. д.?

Запрещено устанавливать что-либо (кроме надгробных камней) над могилой на общественном кладбище, ограждать её забором, стеной, возводить над ней купол и т. п.

Строить или устанавливать что-либо на месте захоронения хотя и нежелательно (карахат), но дозволено, если оно находится не на общественном кладбище, а на территории частной собственности, принадлежащей человеку, который построил это. 
Нет запрета или нежелательности делать это, если есть риск, что могилу раскопают дикие звери или что её может снести поток воды, и т. д.

Однако, по мнению многих учёных, разрешено строить заграждения и т. д., а также купола или мечети над могилами пророков, праведников, великих учёных – чтобы люди знали места их захоронения и могли посещать их для получения благодати Всевышнего.

(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Ианат ат-Талибин»)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).