Новый телескоп современности

Совсем недавно, 12 июля, случилось долгожданное мероприятие для всех любителей астрономии: впервые были опубликованы снимки,

сделанные самым крупным и чувствительным космическим инструментом, созданным человеком, – телескопом «Джеймс Уэбб».

Данное событие действительно можно считать эпохальным. Именно с презентации первичных результатов стартует его многолетняя и плодотворная работа.

Разработка и постройка этого телескопа велась на протяжении более чем 20 лет. При его разработке некоторые технологии были произведены с нуля, а подобная конструкция впервые была реализована именно на нём.

До публикации первых данных главным космическим научным инструментом человечества являлся телескоп «Хаббл». Он был запущен в 1990 году, и практически большая часть всех красивейших снимков была сделана именно на нём. Он был беспрецедентен в своё время.

Но годы идут, а технологии развиваются. Телескоп «Хаббл» действительно заметно устарел и прослужит ещё около 5–7 лет, а далее сгорит в атмосфере Земли. Но, возможно, специалисты придумают способ безопасно вернуть его на нашу планету – это был бы прекраснейший музейный экспонат одного из самых знаменитых и величайших научных инструментов в истории.

Для наглядности будет правильнее сравнить первые снимки новейшего телескопа и первые изображения старичка «Хаббла». Первые снимки телескопа «Джеймс Уэбб» – далеко не его конечный предел. Позже, по мере наблюдений, специалисты будут всё больше совершенствовать остроту и качество получаемых научных данных.

Разумеется, красивые фотографии – это лишь следствие его научной работы. Главное – это какие данные теперь будут доступны учёным по наблюдению за Вселенной, экзопланетами (планеты вне Солнечной системы), планетами нашей Солнечной системы, формированием других планетарных систем, а также далёких чёрных дыр в других галактиках.

Одно из опубликованных изображений, названное «Глубокое поле “Уэбба”», показывает снимок Вселенной в беспрецедентном качестве. Те далёкие галактики, что были едва различимы на телескопе «Хаббл», отчётливо видны на новом изображении современного телескопа. На получение этого снимка у «Хаббла» выходило до одиннадцати дней выдержки, в то время как у «Уэбба» вышло всего двенадцать часов.
Потенциал телескопа огромен. Его предстоящие наблюдения уже расписаны на три года вперёд. Это безо всякого преувеличения огромный шаг человечества по изучению Вселенной.

В астрономии в определённые временные отрезки существуют свои «короли» – научные инструменты, вершащие главные космологические открытия, а также дающие ответы на волнующие всех вопросы. Одним из таких вопросов может быть – «есть ли жизнь во Вселенной?». Новый телескоп «Джеймс Уэбб», вероятно, не сможет в полной мере ответить на этот вопрос, но его данные внесут огромную ясность в области строения атмосфер тех далёких планет, до которых мы были не в состоянии дотянуться имеющимися инструментами.