25 апреля
2024 года
поделиться

Шейх ан-Накшбанди

От простого гравировщика по металлу до великого духовного наставника

Мухаммад Бахауддин аль-Бухари родился приблизительно 700 лет назад, в 1318 году, 14-го числа месяца Мухаррам, в семье таджикского ремесленника в деревне Касри-Хиндуван, в окрестностях города Бухары. Отец назвал его Мухаммадом, в честь Пророка r, а приставку Бахауддин («красота, величие религии») он получил позже, уже будучи взрослым. 

Юношеские годы Мухаммада Накшбанди

Он родился и вырос в богобоязненной семье. Его дед и отец свою жизнь посвятили духовной практике суфизма (тасаввуфа – пути духовного очищения), деньги они зарабатывали честным трудом.

Отец Мухаммада работал ткачом и гравировщиком по металлу, и сын, как и отец, в последующем стал ткачом, и его шёлковая материя с золотыми и серебряными нитями пользовалась хорошим спросом на рынке. Чеканщик звучит как «накшбанд», отсюда и прозвище Мухаммада Бахауддина – Накшбанд.

Отец Бахауддина являлся примером для своего сына. Дед, имея близкие отношения с людьми тасаввуфа, также оказал глубокое влияние на духовный рост своего внука. Бахауддин с детства находился под религиозным воспитанием учителей тасаввуфа, науки, цель которой – нравственное воспитание человека и очищение сердца от всего, что отвлекает его от поминания Всевышнего. 

Бахауддин с раннего возраста стал изучать такие науки, как исламская юриспруденция (фикх) и тарикат (ихсан). Первым духовным учителем мальчика был Мухаммад Баба ас-Самаси, который впоследствии отправил его для продолжения обучения к шейху Сайиду Амиру Кулалу. Шейх, в свою очередь, видя серьёзность устремлений молодого Бахауддина, ввёл его в суфийский орден дервишей тариката Ходжаган. 

Бахауддин был необычным ребёнком, на его лице ясно был виден свет (нур) благородства. Он всегда старался пребывать в обществе взрослых мудрых людей. Ему не были интересны сверстники, он не принимал участия в их детских забавах и играх. Мать Бахауддина рассказала: «Когда сыну было четыре года, он как-то указал на корову и сказал, что она родит телёнка с белым пятном на лбу». Через месяц корова родила телёнка с белым пятном на лбу, как и описал мальчик. 

Вскоре юный богослов стал собираться в паломничество (хадж) к святым местам – в Мекку и Медину. Путешествие оказалось долгим, и домой, в Бухару, он вернулся лишь спустя три года.

Бахауддин Накшбанди в течение своей жизни трижды совершил паломничество в Мекку. Во время последнего хаджа он посетил город Мерв (ныне город в Туркмении) и прожил там некоторое время. Затем шейх переехал в Бухару и жил в селении Каср аль-Арифан, что прежде называлось Каср аль-Хиндуван. Слухи о нём как о духовном наставнике распространились по всему миру, и люди стали приходить к нему из разных уголков земли.

Нравственность 

Мухаммад Бахауддин обладал удивительным характером. Он зарабатывал на пропитание лишь собственным трудом. У шейха Бахауддина никогда не было домашней прислуги. Он своими благословенными руками готовил пищу для бедных учеников и сам прислуживал им за столом. Если они собирались вместе для принятия пищи, он призывал их находиться в состоянии хузура (поминания Всевышнего в сердце). Когда к шейху Бахауддину приходили люди из далёких городов, то он сам, как обычно, обслуживал гостя, проявлял всяческую заботу о нём, лучшим образом ухаживал за его верховым животным, своими благословенными руками готовя животному воду и корм, чтобы не беспокоить хозяина.

Истории из его жизни 

Для испытания шейха Бахауддина Накшбанда пришла группа так называемых учёных людей, которые всегда проявляли недоверие к нему. Их было тринадцать человек. В то время шейх находился в уединении в пещере, которая вмещала только одного человека. Его посуда тоже была рассчитана на одного человека. Он завёл всех тринадцать человек в эту пещеру и накормил досыта. Когда они уходили, один из них сказал: «Мы так ничего и не спросили у него». На что другой ответил: «Разве тебе не хватило того, что он всех нас завёл в эту маленькую пещеру и накормил из этой маленькой посуды? Чего же ты ещё хочешь?» 

Вся его жизнь была полна такими удивительными историями.

Бахауддину Накшбанду принадлежат произведения на его родном персидском (таджикском) языке, такие как «Хаятнама», «Далил уль-Ашикин», «Аврад» и другие. 

Смерть шейха Бахауддина

Шейх Аляуддин Аттар рассказывал: «Когда приблизился час смерти шейха Бахауддина, мы читали суру Корана “Ясин”. Когда мы дошли до середины этой суры, внезапно ослепительно засияли лучи солнца, и комната озарилась необычайно ярким светом. Мы были поглощены чтением Божественного Писания, и в это время душа учителя покинула земной мир и переселилась в мир вечный». 

Это произошло в ночь на вторник, 3-го числа месяца Раби уль-Авваль 791 года хиджры, что соответствует 1389 году по григорианскому календарю. Покинул этот бренный мир шейх в возрасте 73 лет. 

Он был погребён в саду в том месте, которое сам указал ещё при жизни. Ныне на его могиле соорудили большой купол, вокруг разбили сад и построили большую мечеть («Маккамату-хазрат Хаджа Накшбанд»).

Мухаммад-фарук Азимов