25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Можно ли по Шариату зарабатывать на forex? Это как бы финансовая биржа.

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ

Можно ли мужу и жене играть в карты?

Сказал имам Ар-Рафии и те, кто последовал за ним в этом вопросе, следующее: «[На весах Шариата] в один ряд с нардами и шахматами (играть в нарды запрещено, а в шахматы нет) ставятся игры, имеющие одинаковое с ними предназначение – развлечение и забаву. Игры же, которые основаны на принципе вычисления и умственном труде, не запрещены, как, например, игра «манкала». «Манкала» – игра с использованием ямочек или рядов, в которые и из которых перемещают маленькие камушки методом вычисления и логики. Такая игра не запрещена, если только вычисления игроков не зависят от того, что показывает «таб» (бросательные кости), о котором расскажем далее.

А если вычисления зависят от него (от таба), то она считается запретной (харам). Все игры, основанные на предположениях и случаях, к которым относят «таб», являются запретными, как это посчитали верным ас-Субки, аз-Заркаши и другие. «Таб» – маленькие камешки, которые бросают и смотрят на их цвет, имеющий определённое значение, от которого будет зависеть ход игры. Т

от же, кто утверждает, что для этой игры необходимо мышление, никоим образом не ведает о её сущности, так как в ней нет ничего, помимо того, о чём мы рассказывали ранее. К такой категории относится и «канжафа» (игральные карты).  («Тухфат аль-мухтаж»). Из вышеприведённых высказываний можно сделать вывод о запретности игры в карты, даже если она не отвлекает от поминания Аллаха  или своевременного совершения обязательных намазов.

А Аллах  ﷻ знает лучше!

Я слышал, что если шафиит хочет поесть раков, то ему нужно следовать в этом вопросе маликитскому мазхабу. А есть ли этому какое-либо порицание?

Имам ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин» пишет об этом следующее: «Употребление мяса земноводных животных, которые живут как на суше, так и в воде, подобно лягушке, раку и змее, запрещено». Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет в книге «Тухфат альмухтадж», комментируя слова имама ан-Навави, пишет следующее: «Имам ан-Навави приводит в своей книге «Равза ат-талибин» мнение о недозволенности употребления мяса земноводных как наиболее аргументированное. Такого же мнения придерживался и имам Ар-Рафи‘и в своей книге «Аль-‘Азиз».

Однако имам ан-Навави в другом своём труде «Аль-Маджму‘» посчитал более аргументированным мнение, что можно употреблять в пищу мясо земноводных, за исключением лягушки и ядовитых животных. А что касается мнения сподвижников имама аш-Шафи‘и о недозволенности употребления мяса черепахи и змеи, то имам ан-Навави счёл, что это мнение применительно только к черепахам и змеям, живущим на суше».

Далее Абдулхамид аш-Ширвани комментирует слова Ибн Хаджара аль-Хайтами: «Мнение, что нельзя употреблять мясо земноводных, посчитал более аргументированным и Мухаммад Ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж». А мнение, что можно употреблять мясо земноводных, кроме лягушки и ядовитых животных, посчитал более аргументированным аль-Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтаж». А из комментариев автора (то есть Ибн Хаджара аль-Хайтами) можно понять, что он тоже придерживается второго мнения».

Заключение: В вопросе употребления мяса земноводных, кроме лягушки и ядовитых животных, в шафиитском мазхабе есть два равносильных мнения. Следовательно, в подобных вопросах можно придерживаться любого из них. И здесь нет необходимости следовать маликитскому мазхабу. Однако лучше воздержаться от употребления мяса земноводных, так как оно относится к области сомнительного (шубха) вследствие разногласий среди учёных.

Действителен ли развод, если при разговоре с людьми, например, отвечая на вопрос: «Как твоё семейное положение?» – муж скажет: «Да вот, я развёлся», но жене лично он не давал развода?

 По Шариату эти слова, сказанные при вышеуказанных обстоятельствах, квалифицируются как признание мужа в том, что он дал развод жене. И имам выносит решение согласно этому его признанию. И здесь не принимаются во внимание его слова, что он не имел намерения на развод, так как эти слова относятся к прямым фразам развода.

 Ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет об этом следующее: «Если мужа спросят: «Дал ли ты своей жене развод?» – и тот ответит: «Да», то это считается признанием мужа в том, что он дал жене развод. А если он скажет: «Я этим имел в виду развод (неокончательный), который я давал ранее, и после этого я вернул жену обратно», эти его слова принимаются, если он подтвердит их клятвой».

Следует отметить, что произнесение этих слов непосредственно перед женой не входит в число обязательных условий развода. Достаточно и того, что муж произнёс эти слова вслух, так, чтобы он сам их слышал.

В ханафитском мазхабе есть хукм, согласно которому, когда нарушаешь клятву, можно вместо десяти неимущих накормить одного неимущего 10 раз. Есть ли такое в шафииитском мазхабе?

 Если человек совершил намаз, имея на одежде, на теле или на месте совершения намаза нечистоту, наличие которой не прощается, и при вступлении в намаз он не знал о ней, а узнал только после окончания намаза, то он должен возместить этот намаз, согласно шафиитскому мазхабу.

 Поэтому если мазью вышло до намаза, и он не очистился от него, или оно вышло во время намаза, то ему необходимо повторно совершить этот намаз. Если же оно вышло после намаза, то этот намаз повторять не нужно.

Объясните, пожалуйста, как и в каких случаях путник может совмещать и сокращать намазы?

Если путь человека составляет не менее 80 км 640 м и цель его путешествия дозволена Шариатом, то можно совмещать обеденный намаз с послеобеденным и вечерний с ночным. Если время первого из двух совмещаемых намазов подходит к концу, то лучше его перенести на время второго, а если нет, то предпочтительнее перенести второй намаз на время первого. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Не совмещаются также ночной и утренний и наоборот, утренний с обеденным и наоборот. Если намаз, время которого ещё не наступило, переносится к предыдущему, то есть послеобеденный к обеденному или ночной к вечернему, то, помимо того что путь должен быть дозволенным и составлять не менее 80 км 640 м, необходимо соблюсти ещё три условия:

1) очерёдность выполнения намазов; Сначала совершают текущий намаз, затем последующий. Если выяснится, что текущий своевременный намаз нарушился, то нарушается и последующий, который был перенесен к первому;

2) в начале текущего намаза или во время него нужно иметь намерение сразу совершить следующий намаз, совмещённо;

3) непрерывное совершение обоих намазов – таким образом, чтобы пауза между ними не была длительной. Время, необходимое для чтения икамата, не противоречит этому условию. Если из этих трёх условий отсутствует хотя бы одно, то перенос намазов на время предыдущего не допускается. При совершении обоих намазов (обеденного и послеобеденного) во время обеденного намаза нужно делать намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенося к нему послеобеденный». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и произносит намерение для послеобеденного намаза как обычно. Таков же порядок и при переносе ночного намаза на вечерний.

При переносе текущих намазов на время последующих, то есть обеденного на послеобеденный либо вечернего на ночной, необходимо соблюсти только одно условие: до истечения времени первого намаза необходимо намереваться перенести этот намаз на время следующего. Если путник не сделает такого намерения до наступления времени следующего намаза, то ему за это запишется грех и его намаз будет считаться пропущенным.

При совершении обоих намазов в послеобеденное время намерение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный обеденный намаз, перенеся его к послеобеденному». Затем после завершения обеденного намаза человек встаёт, по желанию читает икамат и делает намерение на послеобеденный намаз как обычно. Таков же порядок при переносе вечернего намаза на ночной.

Можно ли по Шариату зарабатывать на forex? Это как бы финансовая биржа.

Участие в биржевых сделках является дозволенным, но лишь с намерением ведения бизнеса, а не для того, чтобы манипулировать рынком. Сфера деятельности компании, издавшей акции, также должна быть дозволенной, активы компании и ценные бумаги должны быть стабильными и поддающимися точной оценке. Если эти условия соблюдены, то ваши доходы относятся к категории разрешённых, и в этом нет ничего запретного.

 Изначально биржа является средством финансирования, а не рынком для азартных спекуляций, и изменение её предназначения рассматривается с точки зрения Шариата как грех.