04 декабря
2022 года
поделиться
Категория: История

Он родился в Каабе

«Истинно, в Мекке есть четыре человека, которых я слишком уважаю, чтобы считать их язычниками. Я очень хочу, чтобы они приняли Ислам…

Одним из них является Хаким ибн Хизам» (Мухаммад, Посланник Господа ﷺ).

Исторически подтверждено, что это единственный человек, родившийся в стенах великой Каабы.

История его рождения такова. Как-то его мать с группой сверстниц вошла внутрь Каабы, чтобы лучше рассмотреть её. В тот день Кааба как раз была открыта в связи с какими-то событиями. Находясь в Каабе, беременная женщина почувствовала, что у неё внезапно начались предродовые схватки, и она уже не смогла покинуть стены святилища.

Её положили на кожаную подстилку, где она и родила своего младенца. Этим ребёнком и был Хаким ибн Хизам ибн Хувайлид – сын брата матери правоверных госпожи Хадиджи бинт Хувайлид رضي الله عنه.

Хаким ибн Хизам вырос в семье, принадлежавшей к старому и знатному роду, занимавшей высокое положение и владевшей большими богатствами.

Наряду с этим Хаким был умным, рассудительным и честным человеком, что побудило соотечественников сделать его своим руководителем и ответственным за оказание помощи нуждающимся и попавшим в беду паломникам.
Он из своих собственных средств снабжал одиноких и отставших от караванов паломников в Священный Дом – Каабу – в эпоху джахилийи (доисламский период).

Дружба с Пророком ﷺ

Хаким был близким другом Посланника Господа ﷺ ещё до того, как на него была возложена Всевышним пророческая миссия. Несмотря на то, что Хаким был старше благородного Пророка ﷺ на пять лет, он очень любил общаться с ним, охотно повсюду сопровождал его и проводил с ним свободное время. Посланник Аллаhа ﷺ отвечал Хакиму взаимностью.

Когда они стали родственниками, их дружба ещё больше окрепла. Это произошло, когда Пророк женился на тёте Хакима Хадидже رضي الله عنها.
После всего того, что мы рассказали о теснейших отношениях Хакима с Пророком ﷺ, вероятно, мы удивимся тому, что Хаким принял исламскую веру лишь только в день покорения Мекки, когда прошло уже более двадцати лет с момента пророчества его дорогого друга.
Разумно было бы предположить, что такой человек, как Хаким ибн Хизам, которого Господь наградил рассудительностью и такой тесной связью с

Пророком ﷺ, должен бы стать одним из первых уверовавших в Посланника Аллаhа ﷺ, его миссию и вставших на путь веры в Единого Господа.
Но на всё есть воля Творца и Его предопределение. 

Сам Хаким ибн Хизам не менее нас с вами удивлялся тому, как он мог так долго находиться вдали от принятия этой Истины. 

Принятие истинной веры лишь спустя 20 лет после Пророчества

Уверовав в Господа миров и Его любимого Пророка ﷺ, вкусив сладость веры, Хаким ощутил острое чувство раскаяния за каждое мгновение своей прежней жизни, когда он распространял клевету на того, с кем долгое время разделял истинную дружбу.

 Однажды, увидев его плачущим, его сын спросил:
– Что тебя так расстраивает, о мой отец?
– Абсолютно всё в моей прошлой жизни расстраивает меня, – ответил Хаким. – Во-первых, это моё позднее принятие Ислама, из-за чего я отстал в праведных делах, в то время как многие опередили меня в этом. Даже если я потрачу всё золото земли, то и тогда не верну упущенного. Во-вторых, Всевышний спас меня в битвах при Бадре и Ухуде. Я сказал тогда самому себе: «Больше я не буду помогать курайшитам в их борьбе с Посланником Господа ﷺ и никогда не выйду из Мекки. Но тут же меня силой заставили помогать курайшитам. В-третьих, всякий раз, устремляясь к принятию истинной веры, я оглядывался на пожилых и почтенных курайшитов, которые строго придерживались обычаев эпохи невежества. Я старался руководствоваться их примером и подражать им… О, если бы я не делал этого! Как же мне не расстраиваться, сынок?!
Сам Пророк ﷺ также удивлялся человеку, обладавшему умом и сообразительностью, которые сочетались в личности Хакима, что он не принял Истину.

Вступление Пророка ﷺ в Мекку

В ночь, предшествовавшую покорению Мекки, Посланник Господа ﷺ сказал своим сподвижникам:
– Истинно, в Мекке есть четыре человека, которых я слишком уважаю, чтобы считать их язычниками. Я очень хочу, чтобы они приняли Ислам.
Его спросили:
– Кто эти люди, о Посланник Аллаhа ﷺ?

Он ответил:
– Это Аттаб ибн Асйад, Джубайр ибн Мутам, Хаким ибн Хизам и Сухайл ибн Амр.

Хвала Всевышнему за то, что все они встали на путь истинной веры.

Вступив в Мекку, Пророк ﷺ непременно хотел благородно обойтись с Хакимом ибн Хизамом. Поэтому он повелел своему глашатаю провозгласить следующее:
– Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – раб Его и Посланник, тот в безопасности…
– Кто будет на территории Каабы и сложит оружие, тот в безопасности…
– Кто укроется в домах с закрытой дверью, тот в безопасности…
– Кто укроется в доме Абу Суфьяна, тот в безопасности…
– Кто укроется в доме Хакима ибн Хизама, тот в безопасности…

Дом Хакима ибн Хизама располагался в нижней части Мекки, а дом Абу Суфьяна – в её верхней части.

Стремление Хакима восполнить упущенное

Хаким поклялся сам себе, что он искупит все свои языческие убеждения и неверные действия, а также многократно возместит все расходы, связанные с борьбой против Посланника Господа ﷺ.

Он с честью выполнил данную им самому себе клятву…

Хакиму принадлежал старинный дом для проведения собраний, представлявший большую историческую ценность. Там курайшиты проводили свои встречи и собрания. Здесь собирались также их вожди и старейшины для ведения заговорщической деятельности против Пророка ﷺ.

Хаким ибн Хизам хотел покончить со всем этим, как будто он стремился опустить завесу забвения над всем ужасным и мрачным прошлым. Когда

Хаким продал этот дом за сто тысяч дирхемов, кто-то из молодых курайшитов заметил ему:
– Дядя, ты продал историческую гордость курайшитов.

Хаким ответил ему:

– Ничего подобного, сынок! Взамен всех исторических гордостей осталась только праведность. Я продал этот дом, чтобы на вырученные деньги приобрести себе дом в Раю, заслужить довольство Творца.
Хаким ибн Хизам совершил паломничество и в качестве жертвоприношения пригнал сто верблюдиц, украшенных богатыми покрывалами, раздав их мясо всем нуждающимся.

Во время другого паломничества он поднялся на гору в долине Арафат вместе с сотней своих рабов. На шее каждого из них было серебряное кольцо, на котором было выгравировано: «Освобождён Хакимом ибн Хизамом во имя Всевышнего».
Совершая следующее паломничество, он привёл с собой тысячу баранов и в долине Мина принёс их в жертву, накормив этим мясом всех нуждающихся.

Верность данному слову

После битвы при Хунайне Хаким ибн Хизам попросил у Посланника ﷺ своей доли трофеев и получил её. После этого он попросил ещё, и Пророк опять наградил его. Затем Посланник Господа ﷺ сказал ему: 

– Послушай, Хаким, всё это имущество – желанный дар для каждого человека. Тот, кто принимает это без корысти в душе, получит благословение, а тот, кто с корыстью берёт это, не получит благословения. Он уподобится тому, кто всё время ест, но не может насытиться. Известно, что дающая рука лучше, чем принимающая.

Услышав такие слова от Пророка ﷺ, Хаким ибн Хизам воскликнул:

– О Посланник Аллаhа ﷺ, клянусь Тем, Кто послал тебя с истинной миссией, после тебя я ни у кого и ничего не попрошу. Я также ни у кого ничего не возьму до самой смерти.

Хаким выполнил и эту клятву самым достойным образом.
В эпоху Абу Бакра رضي الله عنه его много раз приглашали получить причитающееся ему имущество и деньги из мусульманской казны. Однако Хаким отказывался от всего.
Ставший правителем мусульман Умар аль-Фарук رضي الله عنه тоже неоднократно приглашал Хакима получить свою долю, но он также отказался взять что-либо.
Так до самой своей смерти Хаким ни у кого более ничего не взял.

Адиль Ибрагимов