23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Повторное переселение в Эфиопию

Допрос, устроенный негусом, слёзы его восхищения — признание им Истины

Второе переселение проходило в более трудных условиях, чем первое, так как курайшиты были настороже и решили всячески препятствовать этому. Однако мусульмане опередили их, Всевышний облегчил их путешествие, и они добрались до владыки Эфиопии, прежде чем тем удалось настичь их. На этот раз в сопровождении восьмидесяти трёх мужчин уехали восемнадцать или девятнадцать женщин.

Курайшитам было трудно смириться с тем, что переселенцы находятся в безопасности и свободно исповедуют свою религию. И тогда они выбрали двух разумных людей – Амра бин аль-Аса и Абдуллаха бин Абу Рабиу, которые тогда ещё не являлись последователями Мухаммада ﷺ. Их отправили в Эфиопию вместе с дорогими подарками для негуса и патриархов. 

Попытки курайшитов вернуть им мусульман

Вручив патриархам подарки, посланцы изложили им свои доводы и стали добиваться от них выдачи мусульман, а после того как патриархи договорились посоветовать негусу изгнать этих людей, посланцы явились к нему, вручили подарки и обратились к нему с такими словами:
– О царь, в твоей стране нашли убежище дерзкие люди, которые отказались от религии своего народа, но не приняли и твоей религии, а принесли с собой религию, выдуманную ими самими и неизвестную ни нам, ни тебе. Нас послали к тебе за ними знатные люди их народа из числа их отцов и родственников, чтобы ты вернул их к ним. Они хорошо знают их, и им лучше известно о том, за что они подвергали их порицанию. 

Патриархи решили вмешаться и сказали: 
– Они говорят правду, о владыка, так выдай же их этим двоим, и пусть они вернут их к их народу в их страну. 
Однако негус посчитал необходимым изучить этот вопрос и выслушать все стороны. Он послал за мусульманами, призвал их к себе, чтобы выяснить из их уст причину их бегства с родины и прибытия в его страну.

Сподвижники Пророка ﷺ явились, решив говорить правду, чего бы им это ни стоило. Негус спросил их: 
– Какова религия вашего народа, от которой вы отказались, не приняв после этого ни моей религии и никакой иной из этих религий?

Джафар бин Абу Талиб رضي الله عنه, выступивший от лица всех мусульман, сказал: 
– О царь, мы были невежественными людьми, поклонялись идолам, употребляли в пищу мертвечину, говорили непристойные слова, порывали связи с родственниками и не поддерживали хороших отношений с соседями, а сильные среди нас притесняли слабых. И мы жили так, пока Господь не послал к нам Посланника ﷺ из нашей же среды, происхождение, правдивость, честность и скромность которого нам были хорошо известны. Он призвал нас к поклонению Аллаhу – Единому Господу, не придавая Ему сотоварищей и отказавшись от поклонения камням и идолам. Он велел нам говорить правду, возвращать доверенное, поддерживать родственные связи и добрые отношения с соседями, прекратить совершать греховное и проливать кровь. И он запретил нам говорить непристойные слова, лгать, проедать имущество сирот и клеветать на целомудренных женщин. Также он велел нам совершать молитвы, выплачивать закят и соблюдать пост…

Джафар رضي الله عنه перечислил и остальные столпы веры, а потом продолжил: 
– И мы поверили ему и уверовали в него, и последовали за религией Всевышнего, которую он принёс, и стали поклоняться одному только Ему – Господу миров. И мы стали считать для себя запретным то, что Он запретил нам, а дозволенным – то, что Он нам разрешил. Но после этого наши соплеменники ополчились против нас, стали подвергать нас мучениям и предприняли попытки отвратить нас от нашей религии, желая вернуть нас к поклонению идолам и добиться того, чтобы мы снова стали позволять себе те мерзости, которые позволяли раньше. И когда они стали обижать и притеснять нас, мешая нам исповедовать нашу религию, мы отправились в твою страну, отдав тебе предпочтение перед другими, пожелав найти у тебя защиту и понадеявшись на то, что у тебя нас не подвергнут притеснениям!

 Негус спросил его: 
– Есть ли у тебя что-нибудь из того, что он принёс с собой от Господа?

Джафар رضي الله عنه ответил утвердительно. Негус сказал: 
– Так почитай мне это.

И Джафар رضي الله عنه прочёл ему начало суры «Марьям» (сура Корана, названная в честь Марии – матери пророка Исы (Иисуса) عليه السلام, где говорилось о рождении Яхьи (Иоанна) عليه السلام и Исы (Иисуса) عليه السلام. Выслушав эти аяты, негус заплакал так сильно, что борода его намокла от слёз, и вместе с ним заплакали его епископы. 

После этого негус произнёс: 
– Поистине, это и то, с чем пришёл Иисус (Иса) عليه السلام, исходит из одного источника! Отправляйтесь же, ибо, клянусь Господом, я не выдам их вам, и никто не обидит их!

Откровение негуса и решение защитить мусульман 

После этого Амр бин аль-Ас и его товарищ вышли, намереваясь ещё раз зайти к негусу завтра.
На следующий день, придя на приём к негусу, Амр бин аль-Ас сказал: 
– О царь, поистине, они говорят об Исе, сыне Марьям عليه السلام, нечто серьёзное!

 Негус снова послал за прибывшими к ним людям, чтобы спросить у них о том, что они говорят о Христе. Мусульмане испугались, но всё же решили говорить правду, чего бы им это ни стоило. Когда они вошли к негусу и он задал им свой вопрос, Джафар رضي الله عنه ответил ему:
– Мы говорим о нём то, что принёс с собой наш Пророк ﷺ: «Он – раб Господа, Его посланник, Его слово, с которым Он обратился к Марьям (деве Марии)». 

После этого негус поднял с земли палку, а потом сказал: 
– Клянусь Господом, Иисус, сын Марии, представляет собой не более того, что ты сказал!

При этом патриархи стали издавать звуки, подобные хрипу (выражая своё недовольство), и негус продолжил:
– Клянусь Господом, это так, несмотря на то, что вы думаете.

А потом негус сказал мусульманам: 

– Ступайте. В моей стране вы находитесь в безопасности, а тот, кто будет вас притеснять, понесёт убытки (будет подвергнут крупному штрафу, который разорит его), и не хотел бы я обидеть кого-нибудь из вас, даже если мне предложат за это целую гору золота (повторяя эти слова трижды)!

Потом он велел своей свите: 

– Верните этим двоим их подарки, ибо я не нуждаюсь в них, ведь, клянусь Всевышним, Господь не брал у меня подношений, когда вернул мне моё царство. Так стану ли я брать что-либо, чтобы нарушить Его волю? Он подчинил мне людей, и я не пойду на поводу у них, чтобы нарушить волю Господа!

Умм Салама رضي الله عنها, которая передала этот рассказ, сказала: «И они  (посланцы) ушли от него опозоренными, а то, что они привезли, было отвергнуто, мы же остались жить там, пользуясь самой надёжной защитой».

Таким образом, уловки многобожников и их козни не имели успеха. Они поняли, что проявлять свою злобу могут только в пределах подвластной им территории, и это внушило им ужасную мысль. Они посчитали, что избавиться от этого «зла» можно, только заставив Посланника Господа ﷺ полностью отказаться от его призыва или же уничтожив его самого. Однако они не знали, как можно было этого добиться, пока Абу Талиб защищал и ограждал его от них.

Адиль Ибрагимов