27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.07.2022 (по Шафии)

1.Где нужно делать намерение на совершение хаджа и умры (малый хадж) человеку, которого уполномочили выполнить их за кого-либо другого?

Для вступления в хадж и умру необходимо совершить намерение о вступлении в обряды паломничества – в определённом месте (микат). Иначе нужно будет выплатить штраф.

Если кто-либо намерен совершить хадж или умру за другого человека (живого или мертвого, за оплату или бесплатно), то он обязан сделать намерение именно в том микате, где его должен был сделать человек, за которого он собирается совершить хадж или умру.

Также разрешается сделать намерение на оба паломничества в месте, которое находится на таком же расстоянии от Мекки, что и микат того, за кого он собирается совершить хадж или умру, или ещё далее от этого миката. Например, если хадж или умра совершается за тех, кто живёт и похоронен в Дагестане, то на расстоянии не менее расстояния между Меккой и Мединой (450 км), то есть можно вступить в любом месте, где расстояние от Мекки более 450 км.

Если человек, находящийся в Мекке, намерен совершить хадж или умру за человека, который находится или похоронен в Дагестане, то для вступления в паломничество он должен выехать в тот микат, где должен был бы сделать намерение тот человек, за которого он собрался совершить хадж или умру, например, в Медину и т. д.

(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

2.Должен ли муж обновлять гардероб жены, если она аккуратно носит одежду несколько лет?

 

Супруг должен обновлять гардероб супруги по обычаю той местности, где они проживают. То есть если в этой местности принято обновлять гардероб, например, каждые шесть месяцев или в начале каждого сезона, то муж обязан обновлять гардероб своей жены по этому обычаю, даже если её одежда не износилась.
 («Хашия аль-Буджайрами»)

3.Считается ли хадж действительным без совершения прощального тавафа (обход Каабы, обряд паломничества), и нужно ли его совершить заново, если после него задержаться в Мекке?

Согласно аргументированному мнению учёных шафиитского мазхаба, прощальный таваф является обязательным (ваджиб) действием хаджа. Однако действительность хаджа не зависит от совершения или несовершения прощального тавафа.

Прощальный таваф обязаны совершить люди:

а) покидающие пределы Мекки и намеревающиеся проделать путь более 81 км от неё;
б) выезжающие на расстояние менее 81 км и намеревающиеся пробыть на месте четыре дня и более;
в) намеревающиеся выехать на родину, даже если расстояние менее 81 км.

Эта категория людей обязана выполнить прощальный таваф независимо от того, совершили они хадж, умру или нет, мекканец он или житель другой местности. Однако паломник, который не завершил обряды хаджа или умры и выезжает на указанное расстояние, не обязан совершать прощальный таваф.

Не обязаны его совершать и женщины в период менструального цикла и послеродовых выделений, а также человек, который боится опоздать на свой рейс, и т. д.

Это правило также не распространяется на тех, кто с намерением вернуться обратно выезжает на расстояние менее 81 км.
Тот, кто не совершил прощальный таваф и проехал расстояние 81 км и более, или расстояние менее 81 км с намерением пробыть на месте четыре дня и более, или доехал до родной местности (даже если расстояние менее 81 км), обязан выплатить штраф, даже если он вернётся и совершит его.

Если же человек вернулся, не доехав до вышеназванных мест, и совершил прощальный таваф, то он не должен выплачивать штраф.

Важно помнить: прощальный таваф необходимо совершить непосредственно перед выездом из Мекки, иначе его придётся совершить заново. Например, после завершения прощального тавафа можно задержаться для совершения двухракаатного суннат-намаза, сделать дуа, задержаться возле мультазама (стена Каабы – от её дверей и до Чёрного камня), пойти к источнику Зам-зам и выпить воду из него, совершить в джамаате намаз, который совпал с этим временем, купить провизию в дорогу, собрать багаж.

Прощальный таваф нужно совершить заново, если в Мекке или на расстоянии менее 81 км от неё задержаться (даже по незнанию или по забывчивости) – для покупки подарков, возврата долга, визита к больному и т. д., то есть для дел, не связанных с дорогой. Однако если задержка для осуществления перечисленного происходит по дороге (без смены маршрута) и на это уходит мало времени (приблизительно две-три минуты), то заново совершать прощальный таваф не нужно. Если в вышеназванных случаях заново не совершить прощальный таваф, то необходимо выплатить штраф.

Примечание:

Штраф за неисполнение прощального тавафа – это заклание на территории аль-Харама животного, которое можно закалывать на Курбан. Если нет возможности этого сделать, то обязательно соблюдение десятидневного поста, три дня из которого необходимо поститься на месте, будучи в Мекке, а остальные семь – по возвращении домой.

(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аль-Джамаль», «Фатх аль-Муин»)

4.Нарушается ли омовение, если прикоснуться к отцу свекрови (дедушка мужа со стороны матери)?

С заключением никяха отец, дедушка, прадедушка, прапрадедушка и т. д мужа, при этом не имеет значения, будут они со стороны матери или отца мужа, все они становятся махрамами для женщины. Также мать, бабушка, прабабушка и т. д. жены со стороны её отца и матери становятся махрамами для мужа. Следовательно, омовение супругов от прикосновения к ним не нарушается.

Примечание:
Обращаем внимание, что вышеназванные люди становятся махрамами супругам сразу после заключения никяха, даже если между ними не было половой близости.
 («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

5.Объязан ли муж возместить те ночи, которые он провёл у одной из супруг, пока другая находилась в отъезде на лечении?

Если жена уезжает куда-либо (даже по делам мужа) без его разрешения, то он не обязан возмещать ей ночи, проведённые с другой женой. Также он не обязан возмещать ей ночи, если она уехала с его разрешения по своим делам или же по общим с ним делам. 
Если же она уехала с разрешения мужа по его делам, например, купить ему что-то и т. д., то он обязан возместить. 

В данной ситуации муж не обязан возмещать ночи супруге, которая отсутствовала по причине поездки на лечение.
 («Тухфат аль-Мухтадж»)