Цена свободы...
Кто же этот человек, который нанёс кровавую рану на сердце Посланника Господа ﷺ, убив его дядю Хамзу ибн Абд уль-Мутталиба رضي الله عنه в битве при Ухуде?
Кто же он, кто впоследствии излечил сердца верующих, убив лжепророка Мусайлиму в день битвы при аль-Ямаме?
Этим человеком был Вахши ибн Харб аль-Хабаши, получивший прозвище Абу Дасама.
Его история драматична, кровава и печальна. Давайте познакомимся с ней со слов самого Вахши.
«В детстве я был рабом одного из вождей курайшитов по имени Джубайр ибн Мутим.
В битве при Бадре (ныне небольшой город в административном округе Медины) его дядя Туайма пал от рук Хамзы ибн Абд уль-Мутталиба رضي الله عنه. Мой хозяин крайне тяжело переживал эту утрату, а затем поклялся своими божествами аль-Латом и аль-Уззой отомстить за смерть своего дяди, покончив с его убийцей, чего бы это ему ни стоило. После этого он стал выжидать удобного случая, чтобы убить Хамзу رضي الله عنه».
Вахши ибн Харб далее рассказывал: «Вскоре после этого курайшиты решили выступить в поход к Ухуду (ныне окрестности Медины), чтобы покончить с Мухаммадом ибн Абдуллой ﷺ и отомстить за своё поражение при Бадре.
Курайшиты собрали свои собственные войска, а также привлекли силы союзников, тщательно всё подготовили и назначили Абу Суфьяна ибн Харба командующим армии.
Абу Суфьян счёл необходимым включить в состав выступающих в поход войск отряд знатных курайшиток, которые потеряли в битве при Бадре своих отцов, сыновей, братьев или кого-то из родственников. Задача этих женщин состояла в том, чтобы вдохновлять воинов в бою и не допускать их бегства. Женское подразделение возглавляла жена Абу Суфьяна – Хинд бинт Утба, отец, дядя и брат которой были убиты при Бадре.
Перед самым выступлением армии в поход Джубайр ибн Мутим обратился ко мне и спросил:
– Не хотелось бы тебе, о Абу Дасама, избавиться от рабства?
– А кто это может сделать? – спросил я.
– Я могу это сделать, – ответил Джубайр.
– Каким образом? – спросил я.
Он объяснил:
– Если ты убьёшь Хамзу ибн Абд уль-Мутталиба, дядю Мухаммада ﷺ, отомстив тем самым за смерть моего дяди Туаймы ибн Ади, убитого им, то ты свободен.
– А кто даст мне гарантию того, что это действительно так? – спросил я.
– Да кто угодно! Могу засвидетельствовать это перед всеми публично, – ответил он.
– Я готов, и я сделаю это, – заявил я».
Вахши продолжал: «Я эфиоп по происхождению и был обучен искусному метанию ножей, копий без промаха.
Взяв своё копьё, я отправился в поход со всей армией и находился в арьергарде рядом с женщинами и страстно стремился в бой…
Всякий раз, когда я проходил мимо жены Абу Суфьяна Хинд, или же, пройдя мимо меня и заметив сияющее на солнце копьё в моей руке, она восклицала:
– О Абу Дасама! Избавь наши сердца от неукротимой ярости к Хамзе и его племяннику!
Гибель Хамзы رضي الله عنه
Когда мы достигли Ухуда и две армии сошлись в яростном бою, я бросился искать Хамзу ибн Абд уль-Мутталиба, которого – знал раньше. Однако Хамза не собирался ни от кого скрываться, поскольку к чалме на его голове было прикреплено перо страуса, чтобы соратники видели его. Этот обычай был принят у храбрых и отважных воинов среди арабов.
Очень скоро я заметил Хамзу, который, подобно могучему верблюду пепельной масти, отважно сражался в самой гуще схватки, никто не мог устоять перед его мечом. Я готовился напасть на него и поджидал, прячась за деревом или камнем, когда Хамза приблизится ко мне.
Заняв удобную позицию, я стал прицеливаться копьём, ожидая выгодного случая. Наконец я метнул своё копьё, которое попало Хамзе в нижнюю часть живота.
Он тяжело сделал пару шагов в направлении меня, а затем рухнул на землю. Копьё наполовину торчало из его тела. Убедившись, что он мёртв, я подошёл к нему и выдернул его. Затем я вернулся в палатку и уселся там. Больше мне никто не был нужен, так как я убил Хамзу ради своего освобождения…»
Далее Вахши продолжал: «Сражение постепенно усиливалось, и, хотя шло с переменным успехом, кольцо вокруг Мухаммада ﷺ становилось всё теснее, а убитых – всё больше.
В это время несколько женщин во главе с Хинд бинт Утба подошли к убитым мусульманам и стали всячески глумиться над их телами. Сама Хинд и другие вспарывали им животы, выкалывали глаза, отрезали носы и отсекали уши. Затем Хинд сделала из носов и ушей ожерелье, повесив их себе на шею. Свои же серьги и ожерелье она бросила мне со словами:
– Это тебе, о Абу Дасама! Возьми их себе и сохрани, так как это ценные вещи.
Когда битва при Ухуде завершилась, я вместе с армией вернулся в Мекку. Джубайр ибн Мутим выполнил данное мне обещание и сбросил с меня ярмо рабства. Я стал свободным человеком…»
Раскаяние Вахши
Вахши далее рассказывал: «Однако призыв Мухаммада ﷺи его религия крепли день ото дня. По мере того как число уверовавших росло, я всё больше впадал в тоску, и в моей душе рос страх, постепенно захватив её целиком.
В таком состоянии я и продолжал пребывать, пока в Мекку не вступил Мухаммад ﷺ во главе огромной армии.
Тогда мне пришлось бежать в Таиф (ныне город в провинции Мекки), чтобы найти там убежище.
Однако в скором времени и население Таифа стало склоняться к Исламу. Они выбрали делегацию, которая должна была встретиться с Мухаммадом ﷺ и объявить ему о принятии ими веры в Единого Господа. Тут уже всё начало валиться у меня из рук, и земля для меня стала тесной, несмотря на её обширность. И я думал отправиться дальше, в Йемен или ещё в какую-нибудь страну.
Когда я пребывал в таком крайнем смятении, мне встретился один мудрый человек, который сказал:
– Горе тебе, о Вахши! Клянусь Аллаhом ﷻ, Мухаммад ﷺ не убивает никого из числа тех, кто принял его религию и произнёс свидетельство Божественной Истины.
Едва услышав от него эти слова, я тут же собрался и направился в Ясриб (прежнее название Медины), стремясь встретиться с Мухаммадом ﷺ.
Прибыв туда, я стал расспрашивать людей о нём, пока не узнал, что он находится в мечети. Тихо и осторожно подойдя к нему, я остановился над его головой и сказал:
– Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаhа ﷻ, и Мухаммад – Его раб и Посланник ﷺ.
Услышав слова свидетельства веры, Пророк ﷺ поднял на меня свой взор и, узнав меня, воскликнул:
– О Вахши, это ты?!
– Да, о Посланник Аллаhа ﷺ, – ответил я.
– Садись и расскажи мне, как ты убил Хамзу, – повелел Пророк ﷺ.
Сев рядом с ним, я всё ему рассказал. Когда я закончил свою историю, Пророк ﷺ, отвернувшись от меня, сказал:
– Горе тебе, о Вахши! Иди с глаз моих, чтобы я тебя больше не видел с этого дня…
С того самого дня я всячески старался не попадаться на глаза Пророку ﷺ, и от этого сердце моё разрывалось. Я не знал, что делать, как заслужить его прощение.
Всё так и продолжалось до тех пор, пока Посланник Аллаhа ﷺ не покинул этот бренный мир».
Вахши продолжал: «Несмотря на то, что я знал, что за принятие истинной веры мне простились все грехи, совершённые ранее, я продолжал ощущать великую тяжесть за содеянное мною и страстно желать искупить это преступление.
После Пророка ﷺ во главе мусульман встал Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه. В это же время племя Бану Ханифа под предводительством лжепророка
Мусайлимы отреклось от истинной веры и впало в ересь.
Абу Бакр رضي الله عنه снарядил армию, чтобы противостоять Мусайлиме и его последователям. Тут я сказал себе: «Клянусь Аллаhом ﷻ, о Вахши, это твой шанс, и ты должен его использовать».
Я выступил в поход вместе с войсками мусульман, взяв своё копьё, которым я убил Хамзу ибн Абд уль-Мутталиба رضي الله عنه.
Наше войско атаковало Мусайлиму и его армию. Отступая, они пытались найти убежище в саду, огороженном стеной, где завязалась яростная схватка. Я стал искать Мусайлиму и увидел его стоящим с мечом в руке. В это время я заметил, как один из ансаров (жителей Медины), подобно мне, наблюдал за ним. Очевидно, нам обоим хотелось убить его… Заняв выгодную позицию, я, приноровившись, прицелился копьём и метнул его. Копьё попало в цель…
В тот же момент человек из ансаров подскочил и нанёс ему удар мечом…
Одному Господу известно, кто из нас двоих убил его. Если это сделал я, то значит, что я убил лучшего из людей после Мухаммада ﷺ и… худшего из людей».
Адиль Ибрагимов