28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.07.2022 (по Шафии)

1.Разрешается ли совершать хадж или умру (малый хадж) на средства, заработанные недозволенным образом?

Совершение хаджа и умры является одним из столпов религии, поэтому очень важно, чтобы средства, на которые они будут осуществляться, были дозволенными.
Передаётся от Абу Хурайры t, что Пророк r сказал: «Тому, кто выходит в хадж с чистым имуществом, когда, садясь на лошадь (или другой вид транспорта), он поставит свою ногу в стремя и скажет: “Я перед тобой, о мой Господь!” – с небес ответят: “Добро пожаловать, тебе счастье, твоя провизия дозволенная, и твой транспорт дозволенный, твой хадж будет принятым, и тебе не будет греха”. А когда человек выходит с недозволенным имуществом, и, ставя ногу в стремя, скажет: “Я перед тобой, о мой Господь!” – ему с небес ответят: “Нет тебе приветствия, нет тебе счастья, твоя провизия недозволенная, твой хадж будет греховным, неблагочестивым”».
По вопросу, будут ли считаться принятыми (исполненными) хадж и умра, совершённые на запретные средства, у учёных нет единого мнения.
Так, имам ан-Навави в книге «Аль-Изах» пишет: «Паломник должен стараться, чтобы его расходы на хадж были дозволенными (халяль), чистыми от сомнительных средств. 
Если же всё-таки он совершит хадж на сомнительные или же отобранные средства, его хадж считается исполненным, однако не будет благочестивым, и маловероятно, что он будет принят.
Это мнение ученых мазхабов имамов аш-Шафии, Малика и Абу Ханифы, так считают и большинство ранних и поздних учёных.
А имам Ахмад ибн Ханбаль сказал, что хадж, совершённый на запретные средства, не будет действительным».
Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет: «Если человек совершит хадж или умру на недозволенные средства, то ему за это будет грех, однако с него снимается обязанность совершения большого и малого паломничества».
Заключение:
Из вышесказанного ясно, что хадж и умра, совершённые на запретные средства, считаются канонически исполненными, то есть фактически человек выполнил свою обязанность, но такое паломничество – ни малое, ни большое – не будет благочестивым, и за это человеку запишется грех.

2.Могу ли я отложить хадж, имея возможность совершить его в этом году?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Обязанность совершения хаджа и умры возлагается только один раз за всю жизнь. Однако их выполнение можно отложить, если:

– намерен совершить их в будущем;
– не дал обета (назр) совершить их в определённый год;
– нет опасения, что не сможешь совершить их по причине болезни и ухудшения здоровья;
– нет опасений, что можешь лишиться своего имущества;
– нет обязанности возмещения хаджа и умры, которые паломник нарушил до этого». 

Имам ан-Навави в книге «Равза ат-Талибин» пишет:
«Если кто-либо отложит совершение паломничества после того, как оно стало для него обязательным (ваджиб), и умрёт до начала сезона хаджа, то становится ясно, что хадж для него не стал обязательным, поскольку он не успел его совершить. А если же он умрёт после сезона хаджа, тогда устанавливается обязательность для него выполнения этого столпа, и необходимо за счёт его имущества отправить человека, который совершит за него обязательное паломничество».

Заключение:

Можно отложить совершение хаджа и умры, если с уверенностью предполагаете, что в будущем не возникнут причины, препятствующие их совершению.

3.Обязан ли пасынок обеспечивать мачеху, если его отец неработоспособен?

Пасынок обязан обеспечивать пропитанием и одеждой мачеху (при жизни отца), если его отец немощен и не в состоянии обеспечить её как положено.

Если же у мужчины несколько жён, то его сын должен обеспечивать только одну из них. Средствами, отданными сыном и предназначенными для обеспечения только одной жены, по своему усмотрению распоряжается отец. Остальные жёны, которые остались без обеспечения, могут при желании потребовать у мужа по этой причине развод.
 («Асна аль-Маталиб»)

4.С какого возраста начинается совершеннолетие мальчиков и девочек и на них распространяются предписания Всевышнего, такие 
как намаз, пост и т. п.?

Совершеннолетие определяется половой зрелостью человека. Согласно шафиитской правовой школе, существует несколько признаков наступления совершеннолетия у мальчиков и девочек.

Если после исполнения 9 лет по лунному календарю (по солнечному календарю – приблизительно 8 лет и 9 месяцев) у мальчика произошло семяизвержение (поллюция), а у девочки началась менструация, то с этого момента они становятся совершеннолетними. Чаще всего это происходит в 12–14 лет. Появление первой менструации у девочки в 9 лет (или за 16 дней до исполнения 9 лет) тоже свидетельствует о её совершеннолетии.

Если же до 15 лет по лунному календарю (приблизительно 14 лет, 6 месяцев и 16 дней – по солнечному календарю) не появились вышеназванные признаки, то совершеннолетие начинается с этого возраста.

Следовательно, со вступлением в совершеннолетие (по установленным признакам) подростки обязаны соблюдать все возложенные на них Всевышним предписания: намаз, пост, сокрытие девочками аврата (всего тела, помимо овала лица и кистей рук) в присутствии посторонних мужчин и т. д.

(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Мугни аль-Мухтадж»)

5.Можно ли обнести могилу забором, стеной и т. д.?

Запрещено устанавливать что-либо (кроме надгробных камней) над могилой на общественном кладбище, ограждать забором, стеной, возводить над ней купол и т. п.

Строить или устанавливать названное на месте захоронения хотя и нежелательно (карахат), но дозволено, если оно находится не на общественном кладбище, а на территории частной собственности, принадлежащей человеку, который построил это. 

Нет запрета или нежелательности делать это, если есть риск, что могилу раскопают дикие звери или что её может снести поток воды и т. д.
Однако, по мнению многих учёных, разрешено строить заграждения и т. д., а также купол или мечеть над могилами пророков, праведников, великих учёных – чтобы люди знали место их захоронения и могли посещать его для получения благодати Всевышнего. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Ианат ат-Талибин»)