19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Женская

Шопоголизм – болезнь или модное увлечение?

Шопоголизм… слово, которое звучит достаточно угрожающе. Шопоголик – мало кто согласится поставить себе подобный диагноз… Но зато многие из нас как-то по-особенному восхищенно замирают при слове «скидка», наш пульс учащается при слове «распродажа»… И, пожалуй, каждую женщину порой одолевает желание покупать, покупать и покупать! Кто-то не может удержаться от возможности в очередной раз пополнить свой гардероб, другие теряют способность к рациональному мышлению в детских магазинах, чья-то страсть – бытовая техника или посуда. Но делает ли это человека шопоголиком? Как не перейти границы дозволенного и разглядеть в себе первые признаки шопоголизма?

Шопоголизм… слово, которое звучит достаточно угрожающе. Шопоголик – мало кто согласится поставить себе подобный диагноз… Но зато многие из нас как-то по-особенному восхищенно замирают при слове «скидка», наш пульс учащается при слове «распродажа»… И, пожалуй, каждую женщину порой одолевает желание покупать, покупать и покупать! Кто-то не может удержаться от возможности в очередной раз пополнить свой гардероб, другие теряют способность к рациональному мышлению в детских магазинах, чья-то страсть – бытовая техника или посуда. Но делает ли это человека шопоголиком? Как не перейти границы дозволенного и разглядеть в себе первые признаки шопоголизма?

Шопоголик – это человек, который получает от процесса покупок необычайное удовлетворение. Люди, подверженные этой страсти, покупают не только одежду, в их списке могут быть сумки, безделушки, книги, кошельки и многое другое. Часто, вернувшись из торгового центра домой, шопоголики жалеют о своих приобретениях, но проходит время, и ноги сами несут их к заветной витрине с надписью «SALE».

Неудержимая страсть к покупкам – это болезнь нашего времени, эпидемия больших городов, вирус, распространяющийся в крупных торговых сетях, недуг уставших от обыденности и обеспеченных всем необходимым женщин. Шопоголизм – в русском языке и аналога нет этому понятию; из лингвистических характеристик этого слова можно сделать достаточно точные выводы, что явление это имеет западные корни, но в последнее десятилетие стремительно прорастает и на нашей благодатной почве. Люди зрелого возраста, измученные дефицитом, и молодежь, которая выросла под активном прессингом СМИ, навязывающих ценности чуждой нам культуры, – это, конечно, богатое поле для маркетологов и других «ловких специалистов», которые хотят заработать легкие деньги, играя на нашем подсознании. По результатам исследования ученые пришли к выводу, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у женщин, одержимых этой страстью, исчезает практически полностью. Столь незначительное на первый взгляд увлечение может стать поводом для серьезных конфликтов в семье, причиной для душевных расстройств и утраты гармонии с самим собой. Новая вещь, украшение или косметика – это способ успокоить себя, вознаградить, утешить.

Зачастую наша женская натура нуждается в сильных эмоциях, и мы испытываем их, заполучив очередное «платье мечты». Но вскоре на смену минутной радости приходит чувство вины, и мы начинаем злиться на себя за ненужные траты. А это снова вводит в депрессию. Получается замкнутый круг: депрессия – покупки – депрессия, и здесь поставить знак бесконечности, помножить на несовершенство нашего общества, поставить знак равенства и вывести формулу нашего времени, времени ахир замана… Итак, существует ряд причин, которые приводят к навязчивой идее покупать. Исследования, проведенные недавно в Англии, выявили, что одной из них может быть низкая самооценка. Приобретение новых вещей делает человека в собственных глазах удачливым, обеспеченным, ярким и сильным. Одиночество, горе, разочарование, скука также толкают женщину на ненужные траты. Если она постоянно бродит по магазинам, то, возможно, хочет избежать какой-то работы, обязанностей, принятия какого-либо сложного решения. Либо она просто хочет быть окружена людьми. Откуда же берётся такая прихоть – неудержимая страсть к растрате денег? С точки зрения психологии, со скрягами происходит примерно то же самое, что и с шопоголиками: ощущение обладания, так же как приобретения, даёт иллюзию контроля и независимости. Походы по магазинам снимают у шопоголика депрессию и тревогу, повышают самоуважение и уверенность в себе – он может себе позволить купить то, что сейчас захотелось, а не то, что рекомендовали или что просто необходимо.

Мусульманин – это тот, кто чувствует перед Аллахом ﷻ ответственность за материальные и духовные блага, которые у него имеются. Мы ни в коем случае не должны быть расточительны, не должны допускать исрафа. Мы должны быть рациональны во всём – это диктует нам Коран. Всевышний ﷻ говорит: «И давай положенное (в качестве благотворительности) родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно, ибо расточители – братья шайтанов, а шайтан отплатил Господу чёрной неблагодарностью» (сура «Аль-Исра», аяты 26–27). Исраф портит и растлевает человека и общество, в котором тот живёт, но вместе с тем скупость делает человека заложником собственного имущества. Поэтому мусульманин не может быть ни расточительным, ни скупым.

Перечисляя качества истинных мусульман, Аллах ﷻ в Священном Коране говорит: «Рабы Милостивого не расточительны и не скупятся, а тратят умеренно» (сура «Аль-Фуркан», аят 67). Наша религия совершенна во всех ее проявлениях, но мы не совершенны, и как бы трудно ни было это признавать, мы мало стремимся к тому, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к идеалу. Мы идем на поводу у маркетологов, общественного мнения, моды, да кого угодно, набиваем холодильники до отказа, заставляем квартиры самой дорогой мебелью, становимся жертвами акций, распродаж, нас обманывают, мы обманываем, украшаем себя, украшаем квартиру, и закончить статью хочется каким-нибудь лозунгом: «Пока мы выбираем очередные туфли, часы, ковер в гостиную, где-то от голода умирают дети». Нужно всегда помнить об этом, отправляясь в магазин за очередной покупкой. Человечность и любовь к Создателю – лучшая прививка от всех недугов, в том числе и шопоголизма.