20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.07.2022 (по Ханафи)

1.Что делать, если дома оказались запретные (харам) продукты?

Верующие должны стараться употреблять лишь дозволенное и остерегаться запретного. 

Однако иногда случается так, что в наши дома всё равно попадает запретная пища. Например, в суете в магазине можно случайно взять не тот товар или не заметить запретный ингредиент в составе. 

В книге «Фатава Хиндия» пишется, что не дозволено отдавать запретные продукты людям и животным.

Недозволенную пищу нельзя отдавать никому: ни соблюдающим религию, ни несоблюдающим, и даже неверующим. Такую еду нельзя в качестве подарка отдать кому-либо, даже если вы знаете, что тот покупает и использует запретное. От недозволенной еды необходимо просто избавиться.
Выбрасывание запретной (харам) пищи не будет считаться расточительством (исраф), потому что само понятие «исраф» применяется лишь к дозволенным (халяльным) продуктам и вещам.

Заключение:

1. От запретной пищи надо просто избавиться, и ею нельзя кормить ни людей, ни животных.
2. Не стесняйтесь выбрасывать запретную еду. 
3. Покупайте продукты, заранее узнавая о дозволенности того или иного продукта, читайте состав как можно внимательнее.

2.Необходимо ли (ваджиб) путнику резать жертвенное животное (курбан) в дни Курбан-байрама?

Для путника курбан не является ваджибом. Однако если он намеревается остаться в каком-то месте на срок 15 дней или более, то он перестаёт быть путником и совершение курбана для него будет желательным (сунной), если материальные возможности позволяют ему это сделать. Человеку, для которого курбан не является необходимостью (ваджиб), не следует для совершения курбана влезать в долги, превышающие его возможности, то есть если он не в состоянии вовремя расплатиться.
 («Аль-Фатава аль-Хиндия»)

3.Можно ли приносить животное в жертву до праздничной молитвы?

Проживающему в городе нельзя приносить животное в жертву до праздничной молитвы. А сельский житель может совершить жертвоприношение после наступления времени утреннего намаза (десятого числа), в день Курбан-байрама. Но для данного правила учитывается то место, где происходит жертвоприношение, а не месторасположение человека, за которого оно приносится. Например, если городской житель уполномочил совершить за себя жертвоприношение жителя села, то тот вправе принести его сразу после наступления времени утреннего (фаджр) намаза. То есть рассматривается местность, где совершаются пятничные или праздничные намазы.
(«Аль-Хидая»)

4.Если успеть вовремя совершить жертвоприношение, то можно ли выполнить его как упущенное? 

Если дни жертвоприношения пройдут, а человек, который был в состоянии его совершить, не сделает этого, то ему необходимо пожертвовать деньги, эквивалентные стоимости жертвенного животного, но не приносить его в жертву. То есть даже если оно имеется у человека, он должен пожертвовать лишь его рыночную стоимость. Он не должен отдавать, например, барана на благотворительность, за исключением случая, когда человек является бедным, несостоятельным и купил животное для курбана. В этом случае он не обязан находить средства, эквивалентные стоимости животного, а может зарезать его – в качестве возмещения.
 («Дурар уль-Хуккам»)

5.Какие недостатки недопустимы в животном для курбана? 

Недостатками, из-за которых жертвенное животное становится непригодным для курбана, являются:

  • а) слепота, даже на один глаз;
  • б) отсутствие более трети уха, а также отсутствие ушей с рождения. При этом животное с маленькими ушами пригодно для курбана;
  •  в) отломанные от основания рога/рог. Однако животное, родившееся без рогов, или чьи рога отломаны не от основания, подходит для жертвоприношения;
  • г) явная хромота на одну ногу, когда животное может ходить только на трёх ногах. Однако если животное может дойти до места забоя, прихрамывая на четвёртую ногу, то его можно использовать для курбана;
  • д) явно худое животное. 

(«Дурар уль-Мухтар»)

6.Должен ли муж выплатить штраф и т. п., если он вступил в половую близость с женой 
во время её регул?

Во время регул и послеродовых выделений, а также после их завершения до полного купания запрещено вступать в половую близость с супругой. И является большим грехом, если муж, зная о запрете, совершит это умышленно и добровольно.

Тому, кто вступил в половую близость с женой во время её менструального цикла, а также во время послеродовых выделений, желательно (суннат) отдать в качестве искупления милостыню в один динар (приблизительно 4 грамма чистого золота) или что-либо другое стоимостью в один динар, например одежду, деньги и т. д., если это произошло в начале менструального цикла или в дни обильных выделений.

Если же это произошло в конце менструального цикла или когда выделения уже не столь обильные, а также после их завершения до полного купания, то желательно отдать половину динара или что-либо из имущества в размере его стоимости.
 («Хашияту Тахтави»)

7.Правда ли, что имам Махди будет следовать ханафитскому мазхабу?

Ибн Абидин в своей книге «Хашияту ибн Абидин» пишет, что мнение о том, что имам Махди будет следовать ханафитскому мазхабу, не является единогласным, так как он будет муджтахидом (богослов высокого уровня знаний, способный самостоятельно извлекать решения из Корана и Сунны Пророка ﷺ), который будет вправе выносить решения (фетвы) по важным вопросам религии, и с этим мнением согласились все учёные.

8.Что делать со шкурой жертвенного животного?

Разрешается использовать шкуру для собственных нужд. Однако если шкуру продали, то не разрешается использовать для себя и своей семьи эти средства, а необходимо отдать в качестве милостыни нуждающимся. Также не разрешается продавать шкуру без намерения раздачи выручки в качестве милостыни.
 («Аль-Фатава аль-Хиндия»)

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62