20 апреля
2024 года
поделиться

Отец и сын – посланники Господа عليه السلام

В книгах «Аль-Кашшаф» приводится рассказ о пророке Ибрахиме عليه السلام и его сыне Исмаиле عليه السلام.

В книгах «Аль-Кашшаф» приводится рассказ о пророке Ибрахиме عليه السلام и его сыне Исмаиле عليه السلام. 

Когда Исмаиль عليه السلام достиг того возраста, когда он мог помогать отцу, Ибрахим عليه السلام начал строительство Каабы, а его сын Исмаиль عليه السلام помогал ему в этом. Когда постройка мечети была завершена, Ибрахим عليه السلام приступил к совершению обрядов хаджа. В ночь на восьмое число месяца Зуль-Хиджа он увидел сон, в котором кто-то сказал, что Всевышний повелевает ему, чтобы он принёс в жертву своего сына Исмаиля عليه السلام. Когда настало утро, пророк Ибрахим عليه السلام задумался над увиденным во сне. Его охватили размышления о правдивости увиденного: от Господа это веление или от шайтана (сатаны)? Сомнения продолжали его терзать до самого вечера. Поэтому этот день стал называться «днём тарвия», то есть «днём размышления». 

На следующую ночь пророк Ибрахим عليه السلام снова увидел тот же сон. Тогда он понял, что этот сон – от Аллаhа ﷻ, Господа миров. Поэтому девятое число месяца Зуль-Хиджа стал называться «днём Арафа», что означает «день прозрения, ясности». В третью ночь он увидел тот же сон и понял, что ему велено принести своего сына в жертву. Поэтому десятое Зуль-Хиджа стали называть «днём Нахр», то есть «днём жертвоприношения» или «днём Курбан» – днём приближения к Создателю. 

После увиденного в третью ночь Ибрахим عليه السلام сказал своей жене Хаджар, матери Исмаиля عليه السلام: «Помой его голову, искупай сына, я хочу пойти вместе с ним к овцам». Она так и сделала. Потом он сказал своему сыну: «О сыночек, возьми верёвку и нож, потом иди за мной к тому ущелью, мы соберём там дрова для нашей семьи». Когда они отправились к ущелью, шайтан сказал себе: «Если сегодня я не посею смуту в их сердцах, то уже никогда не смогу сделать этого».

Стойкость и сила веры матери

Сначала сатана отправился к жене Ибрахима عليه السلام Хаджар. Он сделал всё, чтобы поселить в её сердце тревогу  и страх, – говорил, что она своими руками подготовила ребёнка на гибель. Однако она выгнала его, сказав ему при этом: «Если Аллаh ﷻ повелевает Своему пророку сделать это, то я тоже слушаюсь Его и подчиняюсь Его повелению». 

Выйдя от неё, он отправился по следам пророка Ибрахима عليه السلام и его сына, чтобы отвратить их от исполнения веления Господа. Он поспешил к ним со своими наущениями и заблуждениями, но у него и на этот раз ничего не вышло.

Передают также, что Ибрахим عليه السلام бросал по семь камешков в Джамратах в шайтана, когда тот пытался отговорить его от принесения в жертву Исмаиля عليه السلام. В местах, где он бросал в шайтана камешки, установлены столбы (джамарат), куда паломники бросают по семь камешков в качестве ритуала хаджа, следуя в этом за пророком Ибрахимом عليه السلام. 

Когда враг Аллаhа ﷻ удалился, потеряв надежду, и Ибрахим عليه السلام остался со своим сыном наедине, он взял руку Исмаиля عليه السلام и стал с ним советоваться в этом деле. Он советовался с ним, хотя это было веление Творца, которое он и не думал нарушать и был полон решимости исполнить его. Ибрахим عليه السلام советовался с ним, чтобы научить его терпению и укрепить его стопы на пути истины, дабы получить полноценное воздаяние Всевышнего, подчиняясь Его повелению. Он сказал своему сыну: «О сыночек, я видел во сне, что приношу тебя в жертву, что ты думаешь об этом?» Исмаиль عليه السلام лишь спросил: «Так повелел тебе мой Господь?» Ибрахим عليه السلام ответил на его вопрос утвердительно.

Терпение и пример покорности Господу

Тогда Исмаиль عليه السلام сказал своему отцу: «О отец, делай то, что тебе повелевают. Ты найдёшь меня, если на то будет воля Аллаhа ﷻ, из терпеливых». 

После того как отец с сыном подчинились своему Господу и Ибрахим عليه السلام положил сына одним боком на землю, Исмаиль عليه السلام вытащил руки из рукавов и сказал отцу: «О отец, когда ты захочешь резать меня, то привяжи мои руки к шее да потуже затяни верёвки, чтобы моя кровь не попала на тебя и не уменьшилось из-за этого моё воздаяние. Воистину, смерть трудна. Ты наточи хорошо свой нож и поверни моё лицо к земле, я боюсь, что дрогну и тебя охватит отцовская жалость и ты оставишь веление Господа. А мою рубашку ты отдай моей матери, может быть, она будет спрашивать обо мне». 

Когда отец привязал его руки, Исмаиль عليه السلام подумал и сказал: «О отец, ты развяжи мои руки, чтобы мой Господь не видел меня будто бы нежелающим этого, и положи свой нож на моё горло, и я сам проведу им по твоему ножу, чтобы ангелы видели, что сын Халила (друга Аллаhа ﷻ) подчиняется Всевышнему и Его воле». И он вытянул свои руки и ноги и повернул лицо к земле. Ибрахим عليه السلام приставил лезвие своего ножа к горлу сына и со всей силы провёл по нему, но, по Воле Всевышнего, нож на шее не оставил даже следа. 

Тогда Исмаиль عليه السلام сказал: «О отец, ты наточи нож ещё лучше, чтобы он мог резать». 

Ибрахим عليه السلام подошёл к скале и ещё раз поточил нож. Затем провёл по горлу сына второй раз, но нож снова не оставив следа. 
Исмаиль عليه السلام спросил отца: «Что с тобой, ты не в силах разрезать горло?» Ибрахим عليه السلام ответил ему: «Нож не режет, о сыночек». 
Когда в третий раз Ибрахим عليه السلام попытался зарезать своего сына, он услышал голос: «О Ибрахим عليه السلام, ты оправдал увиденное во сне. Оставь своего сына и возьми барана, который спускается с горы, принеси его в жертву вместо своего сына». 

Ибрахим عليه السلام поднял голову и увидел, что с горы в сторону долины Мина (окрестности Мекки) спускается баран. И он услышал: «Возьми это жертвенное животное и зарежь его, чтобы оно стало выкупом за твоего сына». Это был тот баран, которого в своё время принёс в жертву Хабиль, сын пророка Адама عليه السلام. Всевышний вознёс его в Свой Рай, чтобы сделать в будущем выкупом за Исмаиля عليه السلام.

Ибрахим عليه السلام послал за ним своего сына, но баран убежал от него. Тогда он поймал барана и направился в сторону сына. Когда он дошёл до середины между двумя джамратами (места бросания камешков – ритуал во время паломничества), баран выскочил из его рук и упал на землю. Он стал таким тяжёлым, что Ибрахим не смог его поднять. Там он и принёс его в жертву. С тех пор жертвоприношение в долине Мина стало сунной (обрядом для паломников).

Мухаммад-фарук Азимов