25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Благословенный свидетель

Хабиб ибн Зайд аль-Ансари رضي الله عنه

«Да будет благословение Аллаhа ﷻ вам и всей семье, да смилостивится Аллаh над вами всеми…»    

Из соболезнования Пророка ﷺ семье Хабиба

В каждом уголке этого дома ощущается приятный аромат веры… Именно в этом доме вырос и возмужал Хабиб ибн Зайд аль-Ансари. 
Его отец Зайд ибн Асим был одним из лучших жителей Ясриба (прежнее название Медины). Он был среди тех первых семидесяти людей, которые в аль-Акабе присягнули на верность Посланнику Господа ﷺ, пожав его руки. При этом с Зайдом были его жена и родители. Мать Хабиба Насиба аль-Мазинийа (Умм Аммара) стала первой женщиной, взявшей в руки оружие для защиты религии Всевышнего и Его Посланника ﷺ. Его брат Абдулла ибн Зайд спас от верной гибели Пророка ﷺ, заслонив его своей грудью в битве при Ухуде.

Божественный свет проник в сердце Хабиба ещё в ранней юности, навсегда утвердившись в нём. Вместе со своей матерью, отцом, дядей и братом Хабибу было суждено отправиться в Мекку, чтобы в составе семидесяти лучших и самых славных людей сделать свой вклад в историю Ислама. Он протянул свою маленькую ручку и присягнул на верность Посланнику Аллаhа ﷺ в аль-Акабе под покровом глубокой тайны. 

По причине малого возраста Хабиб ибн Зайд не участвовал в битве при Бадре. По той же причине ему не выпала честь сражаться в битве при Ухуде, поскольку в то время он ещё не мог носить оружие. Но, возмужав, он принимал активное участие во всех походах Пророка ﷺ, повсюду проявляя героизм и готовность к самопожертвованию. Однако при всём величии и грандиозности этих событий они явились преамбулой и серьёзнейшей подготовкой другого крупнейшего события, речь о котором пойдёт ниже.

Этот рассказ потрясёт вашу совесть точно так же, как потряс совесть миллионов верующих начиная с эпохи пророчества и вплоть до наших дней.

Делегация племени Бану Ханифа

К девятому году по хиджре (мусульманскому летоисчислению, которое имеет своё начало с момента переселения Пророка  ﷺ из Мекки в Медину) со всех концов Аравийского полуострова в Ясриб потянулись многочисленные арабские делегации, чтобы встретиться с Посланником Господа ﷺ, лично объявить ему о принятии истинной веры и присягнуть на верность и повиновение. Среди этих делегаций была и делегация племени Бану Ханифа.

Оставив своих верблюдов в пригородах Медины, делегация поручила присматривать за ними одному из своих людей по имени Мусайлима ибн Хабиб аль-Ханафи. Все остальные отправились к Пророку ﷺ, где объявили ему о принятии ими и всего своего племени веры в Единого Господа. Посланник Аллаhа ﷺ с почестями встретил их и оказал им большое гостеприимство. Он повелел одарить каждого человека в делегации, в том числе и того, кого оставили присматривать за верблюдами.

Не успела делегация вернуться к своим жилищам в Наджде, как Мусайлима ибн Хабиб стал вероотступником. Встав перед людьми, он заявил им:
 – Я являюсь пророком, посланным Господом племени Бану Ханифа, подобно тому, как Он послал Мухаммада ибн Абдуллаха Пророком ﷺ к племени Курайш.

 Люди племени начали постепенно сплачиваться вокруг Мусайлимы, побуждаемые разными причинами, важнейшая из которых заключалась в их крайнем национализме. Один из людей племени даже сказал:
– Могу засвидетельствовать, что Мухаммад ﷺ является истинным Пророком ﷺ, а Мусайлима – лжец, но лжец племени Рабиа мне милее, чем правдивый человек из племени Музар (род Пророка ﷺ). 

Послание Пророку ﷺ

Когда Мусайлима достаточно окреп, приобретя силу и многих сторонников, он написал Пророку ﷺ послание следующего содержания: «От посланника Аллаhа ﷻ Мусайлимы к посланнику Аллаhа Мухаммаду. Мир тебе. Итак, я был приобщён к пророческой миссии наряду с тобой. Пусть же половина всей земли принадлежит нам, а другая половина – курайшитам, хотя они и творят беззакония». 

Затем он отправил это послание с двумя людьми. Когда Пророку ﷺ прочитали его, он, обращаясь к посланцам, спросил: «А что на это скажете вы?!» Оба они ответили: «Мы скажем так же, как он сказал». Тогда Посланник Аллаhа ﷺ сказал им: «Клянусь Аллаhом ﷻ, если бы послов можно было убивать, то я отрубил бы вам головы». Затем он написал Мусайлиме послание следующего содержания (смысл): «Во имя Аллаhа

Милостивого (ко всем в этом мире) и Милующего (лишь уверовавших в мире вечном). От Мухаммада, Посланника Аллаhа ﷺ, к лжецу Мусайлиме. Мир тем, кто следует истинным путём. Итак, вся земля принадлежит Аллаhу ﷻ, а Он оставляет её в наследство тому, кому угодно Ему из Его рабов, а победа будет за праведниками». Затем с этими людьми он отправил послание Мусайлиме. 

Поручение Пророка ﷺ Хабибу

Зло и смута, творимые лжецом Мусайлимой, возрастали, и Посланник Аллаhа ﷺ счёл необходимым направить ему новое послание с требованием прекратить творить зло и одуматься. Вручить это послание Мусайлиме он поручил Хабибу ибн Зайду. В то время это был цветущий и дышащий молодостью юноша, преисполненный верой в Господа. 

Без колебаний Хабиб устремился выполнять поручение Пророка ﷺ. Он преодолел немало гор и долин, пока не добрался до территории, где проживало племя Бану Ханифа, и вручил послание Мусайлиме. Едва Мусайлима прочитал послание, как его сердце преисполнилось злобой и ненавистью, а зло и коварство исказили его некрасивое, отливающее желтизной лицо. Он приказал заковать Хабиба в кандалы и привести к нему на следующее утро. На другой день Мусайлима возглавил собрание своих приспешников. Справа и слева от него сидели главные безбожники из числа его последователей. Затем Мусайлима повелел привести Хабиба ибн Зайда, который вошёл к нему, тяжело передвигаясь с кандалами на ногах. 

Благословенный свидетель

Во весь рост, с гордо поднятой головой, Хабиб встал в центре этого злобного сборища подобно стальному копью. Обратившись к нему, Мусайлима спросил: 
– Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – Посланник Аллаhа ﷺ? 
Хабиб ответил:
 – Да, я свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаhа ﷺ. 
Поперхнувшись от злобы и гнева, Мусайлима опять спросил:
 – А свидетельствуешь ли ты, что я – посланник Аллаhа ﷻ? 
Хабиб язвительно ответил:
 – Мои уши глухи к твоему вопросу. 
Мусайлима изменился в лице, а губы его задрожали от гнева. Он приказал своему палачу:
 – Отрежь кусок его тела! 
Взмахнув мечом, палач отсёк кусок тела Хабиба, и он упал на землю. 
Мусайлима повторил вопрос:
 – Свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – Посланник Аллаhа ﷺ? 
Хабиб ответил:
 – Да, я свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаhа ﷺ. 
Мусайлима спросил:
 – А свидетельствуешь ли ты, что я – посланник Аллаhа ﷻ? 
Хабиб ответил:
 – Я же сказал тебе: мои уши глухи к твоему вопросу.

 Мусайлима приказал отрубить ещё один кусок тела Хабиба. Палач сделал это, и второй кусок упал на землю рядом с первым. Взгляды всех присутствующих были устремлены на Хабиба, настолько они были поражены его стойкостью и мужеством. 
Мусайлима продолжал задавать вопросы, палач рубил тело Хабиба, а тот продолжал отвечать: 
 – Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаhа ﷺ. 

Наконец душа покинула тело Хабиба, на его праведных губах было имя Пророка ﷺ.

Печальную весть о кончине Хабиба сообщили его матери, которая сказала: «Именно к этому подвигу я и готовила его. Я безропотно принимаю его гибель во имя Господа. Если Всевышний позволит мне встретиться когда-нибудь с Мусайлимой, то я сделаю так, что его дочери будут бить себя по лицу в знак траура по нему…»

Недолго ей пришлось ждать заветного дня… Во времена правления Абу Бакра رضي الله عنه возвестили в Медине, чтобы правоверные поднимались на сражение с лжепророком Мусайлимой. В рядах выступившей в поход доблестной армии находилась Насиба аль-Мазинийа и её сын Абдулла ибн Зайд. В этот день все видели Насибу, которая, подобно свирепой львице, крушила ряды врагов, восклицая: «Где же враг Аллаhа ﷻ? Покажите мне его». Наконец она пробилась к нему и обнаружила Мусайлиму распростёртым на земле, а мечи верующих были испачканы его кровью. Насиба обрадовалась, а её душа пришла в умиротворённое состояние. Всевышний отомстил за смерть её праведного и добросердечного сына. Каждый из них ушёл к своему Владыке, но один попал в райскую обитель, а другой – в адское пламя…

Адиль Ибрагимов