20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.06.2022 (по Шафии)

1.Вознаграждение за обязательные (фарз) действия выше, чем за желательные (суннат)?

Для Всевышнего самые любимые деяния рабов – это обязательные деяния. Они больше всего приближают человека к познанию Всевышнего. Следовательно, вознаграждение за обязательные действия ценнее (в 70 раз), чем за желательные.

В первую очередь верующий обязан совершенствовать исполнение обязательных требований религии и только потом совершать желательные. Не следует полагать, что желательные действия, совершённые в ущерб обязательным предписаниям или через пренебрежение к ним, могут принести больше пользы. Такой человек обязан тратить всё своё свободное время на возмещение фарза и не тратить его на суннат.

Один из учёных сказал: «Тот, кого обязательные действия отвлекают от желательных, – поступает оправданно. Тот, кого желательные действия отвлекают от обязательных, – обманывается».

Нельзя усердствовать в совершении желательных действий, забывая об обязательных, думая, что от желательных действий будет больше блага, чем от обязательных.

Многие пренебрежительно относятся к выплате закята уль-фитр, ограничиваясь минимумом, но на праздничные столы и подарки тратят большие деньги. Следует знать, что закят уль-фитр – это обязательное предписание, а праздничные столы и подарки – желательная милостыня (садака). Каждый рубль, потраченный на первое, в 70 раз превышает рубль, потраченный на второе.

Людям, которые отдают закят уль-фитр деньгами, следуя мазхабу имама Абу Ханифы, можно отдавать больше той суммы, которую принято выплачивать. Например, согласно этому мазхабу, можно выплатить стоимость 3500 г фиников. На сегодняшний день 1 кг хороших фиников стоит 1000 рублей, а значит, на закят уль-фитр можно отдать 3500 рублей и более.

 («Тухфат аль-Мухтадж», «Фатх аль-Бари», толкование (шарх) «Сахих аль-Бухари»)

2.Действителен ли намаз человека, который не прополоскал рот после употребления насвая (шпака) и держит его в кармане?

Известно, что табачные изделия (насвай и т. п.) вредят здоровью человека и употребление их, по шариату, считается грехом. Но если человек зависим и не может избавиться от такой привычки, то, перед тем как совершить намаз, он должен прополоскать рот, так как в составе этих средств содержится куриный, верблюжий или голубиный помёт, который является нечистотой (наджасой), а иначе намаз будет считаться недействительным.
Наличие подобных веществ в кармане также делает молитву недействительной, поскольку одним из условий действительности намаза является отсутствие каких-либо нечистот на теле или одежде молящегося.
(«Мугни аль-Мухтадж»)

3.Можно ли совершать коллективно (джамаатом) ратибаты, тахаджуд-намазы и другие суннат-намазы, которые желательно выполнять индивидуально? И разрешено ли совершать суннат-намазы повторно?

Суннат-намазы делятся на два вида:

1) намазы, которые желательно совершать коллективно, например, таравих-намаз, намаз, совершаемый при затмении солнца или луны, и т. д.;

2) намазы, которые желательно совершать индивидуально, например, намаз ратибат, аввабины, тахаджуд и т. д.

Любые суннат-намазы, которые желательно совершать индивидуально, можно совершать и коллективно, и за это человек получает полноценное вознаграждение как за суннат, но не как за коллективный намаз. Однако предпочтительнее их совершать индивидуально.

Также любые суннат-намазы, которые желательно совершать коллективно (джамаатом), желательно совершать повторно, но только коллективно и только один раз. Например, человеку, который совершил таравих-намаз, витр-намаз и т. д. (индивидуально или коллективно), желательно совершить их повторно коллективно.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

4.Можно ли совершить обеденный намаз до окончания пятничного (джума) намаза в мечети, если по уважительной причине не получилось пойти на джума-намаз?

Если человек по уважительной причине (например, из-за болезни) не может пойти на пятничный намаз, то он может совершить обеденный намаз даже до его завершения в мечети.

Однако если есть вероятность выздороветь и успеть на джума-намаз до того, как имам поднимется с поясного поклона второго ракаата, то желательно отложить обеденный намаз до завершения имамом данного поясного поклона.

Если нет вероятности, но человек всё-таки намерен совершить джума-намаз в случае внезапного выздоровления и т. д., то тогда тоже желательно отложить. Если нет вероятности выздоровления, то ему желательно совершить обеденный намаз в первой части его времени.
Примечание:

Если больной совершит обеденный намаз, но выздоровеет до начала пятничного намаза, то он не обязан идти на джума-намаз, хотя желательно это сделать.

Если человек пропускает пятничный намаз без уважительной причины, то обеденный намаз, совершённый до его окончания, не засчитывается, и он обязан совершить его заново после джума-намаза. Женщине также желательно совершить обеденный намаз в первой части его времени.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Когда более предпочтительно заключать брак?

Желательно (суннат) жениться в месяце Шавваль (десятый месяц лунного календаря) или Сафар (второй месяц), так как Пророк Мухаммад ﷺ заключил бракосочетание с Айшей t в Шаввале, а в Сафаре выдал свою дочь Фатиму رضي الله عنها за сподвижника Али رضي الله عنه.

Также желательно брачный договор (никях) заключать в мечети, так как на это есть указание в хадисе, переданном имамом ат-Табрани.

Предпочтительно жениться в пятничный день, поскольку это самый почётный день недели.

Желательно заключать договор бракосочетания в присутствии большого количества благочестивых людей в начале дня (то есть до начала обеденного намаза), потому что Посланник Господа ﷺ обратился с мольбой ко Всевышнему сделать благодатным это время суток для своей общины.

В остальное время года нет разницы в предпочтительности. Что же касается разных мнений, которые бытуют у людей, например, что нежелательно жениться между двумя праздниками (Ураза-байрам и Курбан-байрам), в мае  («будут маяться») и т. д., то это – суеверие, верить в которое запрещено.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Нихая аль-Мухтадж» с субкомментариями аш-Шабрамаллиси)