28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Как воспитывать детей. Ценные советы

В одном из наших прошлых номеров, основываясь на материалах известного арабского специалиста в вопросах воспитания детей доктора Мустафы Абу Саада, мы рассказали о трёх типах родителей.

Пожарные, дрессировщики и позитивные педагоги – такую классификацию приводит в своих работах Мустафа Абу Саад. 

Хочется продолжить раскрывать тему воспитания детей, поскольку она является обширной и всегда остаётся актуальной. Наши дети – это ось общества и некая точка отсчёта в жизни людей, решивших стать родителями. Итак, рассмотрим ценные советы от доктора Мустафы Абу Саада, которые, думается, помогут каждому родителю стать более осознанным и внимательным по отношению к своему ребёнку. 

Опора на себя. Это означает – позвольте своему ребёнку стать самодостаточным. Большинство матерей, в отличие от отцов, воспитывают детей зависимыми от них. Проблема в том, что человек по своей природе хочет быть самостоятельным. Приблизительно в возрасте полутора лет каждый малыш уже хочет всё делать сам. А мешает ему в этом зачастую именно мама. Ребёнок хочет есть сам, одеваться сам и ещё много разных вещей. Да, испачкает одежду; да, будет одеваться полчаса и не так, как нужно. Зато ребёнок будет учиться самостоятельности. Проблема в том, что он будет сопротивляться и упорствовать не всегда, а некоторое время, но потом решит сдаться. И тут образуется так называемая зона комфорта, которая будет сопровождать вашего ребёнка на протяжении всей его жизни и мешать ему. Поэтому приучайте ребёнка к самостоятельности с полутора лет. Конечно, как вы поняли, речь не о том, чтобы предоставить его самому себе. Но пусть дети учатся сами есть, одеваться, делать уроки и т. д.

Развитие жизненных навыков. В первые семь лет жизни происходит важный этап становления человека – развитие его жизненных навыков. В это время ребёнок только начинает размышлять, знакомиться с окружающим его миром, проявляет инициативу, стремится к самостоятельности, принимает решения, упрямится и т. д. Это исключительно важно. Если мешать ему развивать жизненные навыки до семи лет, то обучиться им после будет очень трудно.

Правильная мотивация. Часто поведение маленьких детей вызывает у родителей раздражение, порицание, недовольство. Но приносит ли это пользу в деле воспитания? В действительности не стоит замечать негативное поведение ребёнка, зацикливаться на этом. А вот если он сделал что-то хорошее, то обязательно нужно его хвалить: «я так горжусь тобой», «мой сын (дочь) – замечательный, благонравный, воспитанный» и т. д. То есть мотивировать ребёнка нужно, используя лишь позитивные методы.

Позитивность в жизни. Известно, что воспитание детей начинается с воспитания родителями самих себя. Родителям важно быть позитивными, делать акцент на хорошем. Мы видим то, что хотим видеть, мы сами формируем свою реальность, наши мысли, желания, страхи, наше положение – всё это создаём мы в своей голове. Не стоит заражать своих детей духом пессимизма, негатива, вечного недовольства и роптания. Учите их видеть прекрасное.

Быть учителем. Хороший родитель – это всегда учитель. Что делает учитель? Правильно, учит. Даёт те или иные знания. Суть в том, что далеко не каждый родитель является учителем. Нередко дома он выступает в роли тюремного надзирателя, прокурора, проводящего следствие над детьми, и судьи, выносящего приговор. Это не то, что нам нужно. А нужно нам – родителям, учителям – запастись огромным, образцовым терпением. 

Быть опорой и поддержкой. Родители обязаны быть опорой и поддержкой своим детям, если желают вырастить их счастливыми людьми. Доктор Мустафа Абу Саад утверждает: если вы предоставили своему ребёнку, не достигшему десяти лет, телефон, айпад, игровые приставки и прочее, – вы не опора для своих детей. Как вам такое заявление? Своё утверждение Абу Саад объясняет тем, что ребёнок, получивший в свободное пользование электронные устройства (до возраста десяти лет), регрессирует. Он теряет свои способности, свою личность и лишается социальной жизни. 

Уважение. Уважать своего ребёнка – значит принимать его таким, какой он есть. Не говорите: «мой сын (дочь) – прекрасный, но вот если бы поменять это и это…». Примите детей такими, какие они есть. А чтобы принять, необходимо научиться отделять поступки от личности. Скажем, когда вы видите плохое поведение вашего ребёнка, вам не нравится его поведение или он сам?

Проверим себя. Например, если ребёнок сломал какую-нибудь дорогую вещь, что вы будете делать? Если вы станете кричать на него, ругать, бить, значит, вы направляете всю свою агрессию на него самого, а не на его поступок. Думается, разница предельно ясна. Если ребёнок сделал что-то плохое, стоит позвать его к себе, обнять, сказать, что вы его любите, и только потом выразить недовольство. Но не ребёнком, а его поступком! Вот тогда можно сказать, что вы умеете отделять поступки от личности. Такое ваше поведение будет говорить о вашем уважении к нему.

И напоследок, воспитание детей – большое, искусство, требующее знаний, терпения и большой, просто огромной любви.
 

Самия Омарова