08 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.06.2022 (по Ханафи)

1.У меня есть материальная возможность совершить хадж, но самостоятельно выполнить обряды я не смогу по состоянию здоровья. Как мне быть?

Вы обязаны совершить хадж, если ваши материальные возможности позволяют это сделать. Если какие-либо обряды вы не в состоянии совершить самостоятельно, то можно нанять человека, который поможет вам на коляске или на носилках это сделать, например, обход (таваф) Каабы, прохождение между холмами Сафа и Марва (саю). Для стояния в долине Арафа не требуется каких-либо усилий, для этого достаточно находиться в своей палатке хотя бы какое-то время с обеденного азана 9-го числа месяца Зуль-Хиджа.

 Пусть Всевышний одарит нас Своей Милостью совершить хадж и умру (малое паломничество)!
 («Ихтияр»)

2.У моего сына пятеро детей и нет машины. И мне так больно смотреть, как его дети в любую погоду идут в школу пешком несколько километров, в то время как других детей родители подвозят на машинах. Постоянно прошу Всевышнего даровать моему сыну такую же большую машину, чтобы все могли поместиться в ней. Является ли моя мысль завистью (грехом)? 

В книге «Марак аль-Убудия» рассматриваются разные степени зависти. Одной из них является такая зависть, при которой человек, видя какое-то благо у другого, желает себе подобное, но не именно это благо. И если такой человек не получает желаемого, то не хочет, чтобы другой лишился его. Такая зависть дозволена, если это возникает по отношению к мирскому дозволенному или касается того, что принесёт ему пользу в мире вечном. 

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в вашем случае зависть не будет греховным чувством и даже, напротив, это похвально, ведь вы хотите это не для себя и не из жадности, а в благих целях. Вы можете просить Всевышнего даровать вашему сыну хорошую машину, чтобы он использовал её в благих целях, при этом не желая кому-либо плохого.

3.Когда имам вступает в намаз и говорит «Аллаhу Акбар», должен ли тот, кто следует за ним, ждать, пока он закончит произносить эти слова, и только потом вступить в намаз?

Желательно произносить такбир («Аллаhу Акбар») вместе с имамом, однако не опережая его. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад считали, что тому, кто следует за имамом, желательно немного отставать от него во вступительном такбире. То есть в момент, когда имам произносит последнюю букву «р» в слове «акбар», тот, кто следует за ним, должен начать произносить такбир. Допустимы оба способа.
 («Марак иль-Фалях»)

4.Слышал, что соболезнование родственникам умершего допускается делать только в течение трёх дней. А с какого момента отсчитывать эти дни: со времени смерти покойного или его захоронения?

В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Время соболезнования (таазият) начинается с момента смерти человека и длится в течение трёх дней. По прошествии этого времени продолжать соболезнование нежелательно, кроме того случая, когда тот, кто хочет выразить соболезнование, или же тот, кому выражают соболезнование, отсутствовал в течение этих трёх дней. 

Предпочтительнее выражать соболезнование после захоронения, чем до него. Если же предполагается, что скорбь родственников после похорон будет более сильной, то лучше выразить соболезнование до захоронения.

Желательно соболезновать всем родственникам покойного: взрослым, молодым, мужчинам, женщинам. Исключением является девушка. Ей соболезнование выражают только женщины, а из мужчин – близкие родственники (махрам).

Желательно выразить соболезнование следующим образом: «Да простит Всевышний Господь грехи вашего покойного и окажет ему Свою милость, и даст вам терпение в этом испытании, и воздаст в мире вечном (ахирате)». 

5.Что делать, если чихнул во время намаза?

В данном случае желательно произнести «Альхамдулиллях» мысленно, не шевеля языком. 
(«Фатава Татархания»)

6. Может ли пожилой человек совершать намазы, обеденный или предвечерний, вслух, чтобы не запутаться в количестве ракаатов? 

Так делать нельзя, потому что эти намазы необходимо (ваджиб) читать шёпотом. Нужно постараться до намаза проявить смиренность, подготовиться как положено, чтобы намаз совершить в полноценном виде. Да поможет нам Всевышний!
 («Аль-Хидая»)

7. Являются ли отчим и мачеха махрамами (близкими родственниками, на которых нельзя жениться) для падчерицы или пасынка?

Жена отца (мачеха) является махрамом для его сына. 
Так же и отчим (муж матери) является махрамом для падчерицы, если у него состоялась супружеская близость или уединение с её матерью. 

Уединение считается действительным при условии, что: 

  • 1) не будет физических препятствий для близости, например, болезни у одного из супругов, препятствующей близости; 
  • 2) не будет естественных препятствий, таких как нахождение рядом третьего лица;
  • 3) не будет препятствий в соответствии с религиозными предписаниями, например, человек вступил в хадж или умру;
  • 4) место не будет неподходящим для близости, например, мечеть, общественная дорога и т. д.;
  • 5) если один из супругов во время уединения не соблюдал обязательный пост или находился в намазе.

 («Радд уль-Мухтар»)

8.Нарушается ли омовение, если подмыть ребёнка после справления им нужды?

 

Прикасание к половым органам ребёнка не нарушает омовения, так же как к любым половым органам, своим или чужим.
 («Мухтасар аль-Викая»)

 Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62