23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Правоверные среди православных

Сам факт расселения мусульман абсолютно по всем странам мира уже никого не удивляет. Есть мусульманская община и в Черногории, которая считается православной страной. Более того, основное её население родственно русскому и тоже является потомками славянских племён.

Последователи Ислама являются второй по численности религиозной общиной страны. Всего же мусульман в Черногории около 18 %, а это почти 1/5 от всего её населения. Что характерно, община мусульман не однородная, а состоит из людей, которые прибыли в страну в разное время и по различным причинам. Основные исторически сложившиеся группы мусульман представлены бошняками (45 %, разговаривают на боснийском языке), славянами-мусульманами (17 %, разговаривают на черногорском языке), черногорцами (11 %, основной – черногорский язык), албанцами (19%, используют албанский язык).

 Гораздо более малочисленны группы цыган-мусульман (4%), египтян (2%) и около 2% других различных национальностей, в основном беженцев. Бошняки (босняки) – южнославянский народ, населяющий страны Балканского полуострова, в том числе и Черногорию. Возникли, как считается, во времена попадания этих территорий под власть Османской империи. Это люди, ведущие своё происхождение от средневекового славянского населения Боснии, унаследовавшие смешанную боснийско-мусульманскую культуру. В определённой степени это связано с тем, что отсутствие на данной территории сильного и единого государства привело к тому, что большинство населения ещё в Х веке были язычниками, а окончательная христианизация произошла только в XIV веке (причём долгие метания  между Католичеством и Православием породили и отдельную Богомильскую церковь), а в XV веке на эту землю пришёл Ислам.

 Несмотря на то, что основным костяком бошняков стали славяне, они жили в огромном государстве Османская империя, и на эту территорию постепенно стали переселяться турки, арабы, курды и иные мусульмане разных национальностей. Таким образом формировалась новая мусульмано-славянская культура. Эти изменения коснулись и одежды – широкое распространение получили фески и шаровары, в XVIII–XIX веках в городах девушками практиковалось ношение никаба на улицах (причём и многие христианки поступали так же). В строении домов тоже начали проявляться различия.

 Мусульмане стали делить дома на женскую и мужскую половины, оформлять внутренние дворики для женских прогулок, выделять отдельные помещения для совершения омовения. Албанцы – несмотря на то, что исследования проведены недостаточные, – считаются прямыми потомками пеласгов, древнейшего населения Балкан до развития греческой цивилизации. Что же касается современного места проживания албанцев, то первые упоминания о нём относятся к Х веку, и в то время албанцы были весьма немногочисленны и жили в основном в горной местности. В XII– XV веках происходит расселение албанцев в долины, смешение их с иллирийцами и частично со славянами, однако с сохранением собственного языка.

 В XV веке, несмотря на активное сопротивление, албанцы попали под власть Османской империи, и множество из них приняли Ислам. Ряд знатных албанских семей играли значительную роль в администрации Османской империи и даже были великими визирями. Ислам оказал значительное влияние на традиции и обычаи албанцев, хотя, несмотря на разные религии, албанский этнос выглядит вполне однородным и не имеет особых внутренних религиозных конфликтов.

 В настоящее время, несмотря на проживание в православной среде (атеистов в Черногории насчитывается менее 2 %), мусульмане обладают большим набором прав и свобод. Протокол, подписанный Объединением мусульман Черногории с правительством, только закрепил эти права.

 Ислам на государственном уровне получил статус официальной религии. Так мусульмане получили право уходить с работы на некоторое время для совершения пятничного намаза; мусульмане, служащие в армии, работающие в органах безопасности, здравоохранении и образовании, должны обеспечиваться халяльным питанием; мусульманкам гарантировано право на ношение хиджаба по своему выбору в любых общественных или учебных заведениях и на работе. В случаях возникновения религиозных разногласий среди самих мусульман они имеют право обращаться для их разрешения в Министерство религиозных дел Турции (аналогично тому, как католики Черногории решают религиозные разногласия и вопросы в Ватикане).

 По существующему законодательству церковь (религия) в Черногории отделена от государства, однако на правительстве лежит полная ответственность за материальное благополучие всех религиозных общин, в том числе мусульманских. И этот закон работает на практике. Так, если в классе представлено более трёх детей, исповедующих Ислам, то им обязаны предоставить учителя для преподавания основ религии (равно как и для православных, католиков и прочих, дети атеистов изучают философию).

 Ношение хиджаба в школе не запрещено ни среди учеников, ни среди учителей. Основные религиозные праздники – равно Православия и Ислама – отмечаются на государственном уровне и являются выходными днями. В Исламе это Ид уль-Фитр и Ид уль-Адха. В настоящее время ведётся активная реконструкция памятников религиозной культуры, мечетей, минаретов, соборных домов и прочих. В этом не только принимают участие местные мусульманские общины, но и обеспечивается правительственная помощь, помощь благотворительных организаций из Турции и Саудовской Аравии.

 Множество современных экскурсионных туров в Черногории в настоящий момент включают в себя и посещение мусульманских культурных достопримечательностей. Не остаётся без внимания и исламское религиозное образование. Несмотря на то, что дети получают начальные знания об Исламе в обычной школе, в стране начато строительство исламских образовательных центров. Первый из них открылся в Подгорице ещё в 2008 году в виде четырёхэтажного здания с классами и всеми помещениями для обучения, а также со спальнями – подростки из другой местности могут здесь жить, как в школе-интернате.

 Высшее исламское образование мусульмане Черногории пока получают в соседней Турции, но речь постепенно ведётся и о создании исламских университетов. Мусульмане Черногории – единая сплочённая община, которая активно и динамично развивается в новом тысячелетии. 

ФАТИМА МАНЗУР, ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН