28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Праведные предшественники и их отношение к имуществу

«Не знаю, за что меня Всевышний так возвеличил. Наверное, Всевышний любит меня, раз одарил богатством...»

Довольно часто можно услышать такие слова из уст состоятельных людей. Наверное, вы догадались, о чём пойдёт речь. 

Очень много людей полагают, что наличие у них мирских благ указывает на их достоинство перед Господом. Они думают, что занимают особое место. Это ошибочное мнение. Так давайте же проанализируем положение нашего любимца, лучшего из людей – Пророка Мухаммада ﷺ.
Ведь было время, когда в доме Посланника Аллаhа ﷺ по нескольку дней не было еды. 

Как вы думаете, если бы ваше богатство указывало на то, что Аллаh ﷻ вас любит, разве оставил бы Всевышний Своего любимца в таком тяжёлом положении? Никогда! 

Наоборот, бедность возвышает степень человека, если он терпеливо переносит её. Приведу вам ещё один пример из жизни сподвижника Пророка ﷺ, которому ещё при жизни был обещан Рай. 

Удивительная история, просто вдумайтесь. 

Рассказывают, что однажды жители Медины услышали страшный шум – как будто к городу подходила огромная армия. 

Аиша رضي الله عنها, чей дом находился в центре города, удивилась и воскликнула: «Что случилось?» А оказывается, это подходил к городу караван

Абдуррахмана ибн Авфа رضي الله عنه, который вернулся из торгового путешествия в Шам (ныне территория Сирии и государств вокруг неё). 

Там он продал какие-то товары и купил другие, чтобы продать их в Медине. И кто-то сказал Аише رضي الله عنها: «О мать правоверных! Это подходит к городу караван Абдуррахмана ибн Авфа رضي الله عنه». Она удивилась – каков же должен быть размер этого каравана, если от него поднялся такой шум и такая пыль? Ей ответили, что в этом караване идёт семьсот верблюдов и лошадей. 

Представьте себе: это всё равно как сейчас семьсот машин, грузовиков или фур! На что Аиша رضي الله عنها заметила, что она слышала от Пророка ﷺ, как он сказал: «Я увидел Рай и увидел бедных мусульман, которые входят в него бегом, и не увидел ни одного богатого мусульманина, входящего вместе с ними, кроме Абдуррахмана ибну Авфа رضي الله عنه, он заходит вместе с ними, но только ползком». 

Эти слова очень быстро достигли ушей Абдуррахмана رضي الله عنه, и он воскликнул: «Я жертвую весь этот караван со всем его содержимым на пути Господа!» – ради этих слов Пророка ﷺ, которые настолько тронули его сердце. И он отдал всё содержимое этого каравана на различные нужды людей, даже не притрагиваясь ни к чему из его содержимого! 

Да, можно представить, что кто-то отдал бы часть – половину, треть, четверть. Но всё?! Он мог оставить себе хотя бы малость оттуда. Но нет, он решил отдать всё до копейки.  

Причина была в том, что всё это богатство не было привязано к сердцу Абдуррахмана رضي الله عنه. Это и есть истинный смысл аскетизма. Поэтому он мог распоряжаться им, как ему угодно, – отдавать большие суммы, жертвовать на благотворительность. 

Он как-то сказал, что стоило ему пожертвовать утром сто динаров, как к вечеру Всевышний посылал ему тысячу! 

И даже такой великий сподвижник Пророка ﷺ из-за богатства не сможет войти в Рай бегом, вместе с другими бедными сподвижниками, а войдёт в него ползком. Так что же теперь говорить о нас с вами?! И если мы посмотрим на положение сподвижников, мы увидим, что лучшие из них не боялись бедности и даже предпочитали бедность богатству. 

Они уповали на Творца в своём пропитании и были довольны тем, что Он им предопределил. В трудное время они проявляли терпение, а во время достатка благодарили Аллаhа ﷻ. Они были смиренными в любом положении. Когда земная жизнь поворачивалась к ним (то есть они получали какие-то мирские блага), они печалились и говорили: «Наверное, это по причине моих грехов Господь ускорил Своё наказание». 
А когда их настигала бедность, они говорили: «Добро пожаловать, признак праведников». 

Посланник Аллаhа ﷺ был бедным, любил бедность и бедняков, а также почитал их, садился с ними за один стол… 

А теперь давайте сделаем некоторые выводы. Почему праведники так избегали богатства? В первую очередь нужно понимать, что богатство мешает человеку в его духовном продвижении. Он становится слишком гордым и самоуверенным, забывая о Всевышнем, считая, что он сам достиг всего, своими силами. Верующий должен всё время осознавать, от Кого исходят все эти блага, и не становиться надменным и гордым. Когда человек становится богатым, ему кажется, что он теперь независим, ни в ком не нуждается.

Пусть Аллаh ﷻ сделает нас искренними рабами, которые, когда получают блага, расходуют на Его пути, а когда их настигает бедность, радуются и проявляют терпение.

Ахмад Алиев