26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Линия - доверия

Телефон доверия

В нашей школе установили телефон доверия. В прямом смысле каждый ребёнок может войти в специальную кабинку, снять трубку – и его автоматически соединят с социальной службой.

Любой школьник может пожаловаться на своих родителей. Я в растерянности. Мой сын – единственный ребёнок в семье. Признаюсь, он немного капризный и обидчивый. По своей натуре он любит ныть и жаловаться. Я боюсь его потерять и чувствую, что между нами создали барьер. Как мне быть? 

Мира, г. Москва

Ответ богослова:

По поводу того, зачем этот телефон установили в школе, ради каких благих целей, вам, скорее всего, ответят в школьной администрации. Быть может, в этой школе действительно есть причины для этого, возможно, ущемляются права детей со стороны других школьников или учителей, в том числе ребёнок может поделиться проблемами, которые имеются дома. И тут не нужно, на мой взгляд, переживать о том, что ваш ребёнок может рассказать по телефону доверия. Подумать надо о том, чтобы самим найти, наконец, время и поговорить по душам с ним, узнать о том, что его беспокоит, о его желаниях и надеждах и многом другом. 

Родитель должен стать для своего ребёнка человеком, которому он сможет во всём доверять. Он должен всем сердцем прочувствовать, что для родителей нет ничего дороже, чем его благополучие и воспитание. Воспитание и доверие, любовь и забота – вот те ценности, что должен получить ребёнок от своих родителей. 

Пророк ﷺсказал: «Лучшее, что может дать родитель своему ребёнку, – это хорошее воспитание» (Ахмад, ат-Тирмизи).

Поэтому советую вам заняться ребёнком, узнать о том, что его тревожит, ежедневно расспрашивать о том, как он провёл день в школе, и делать это не для галочки, а искренне, чтобы ребёнок прочувствовал, что вы уделяете ему внимание и вас беспокоит то, как он проводит день, какие у него успехи, к чему он стремится. Разговаривайте с ним о ваших планах и желаниях, делитесь своими переживаниями, трудностями, чтобы он понимал, что он часть семьи и должен разделять вместе со всеми домашние радости и трудности. И тогда, поверьте, вам не придётся переживать о том, что ребёнок может кому-либо пожаловаться на вас и т. п.

Ответ психолога:

Во-первых, вам не стоит с такой тревогой воспринимать некоторые нововведения в школе или в общественной жизни. Уверен, что там всё устроено не так, как вы это себе представляете. Вы говорите о какой-то крайней выраженности ювенальной юстиции, которой в нашей стране нет. 

На самом деле эта служба «Телефон доверия» устроена иначе. Зачастую на том конце провода дежурит психолог, социальный работник или социальный педагог. Их задача – выслушать ученика, который захочет с кем-то обсудить какие-то свои детские проблемы. Вовсе не обязательно, что он там будет жаловаться, что дома ему не дают телефон и ограничивают его права. Хотя последнее очень даже может быть.
Зачастую они обращаются по поводу личных отношений с одноклассниками или учителями. Плюс в том, что ребёнок, которому нужна реальная психологическая помощь, имеет шанс её получить. Это на самом деле неплохо. 

Вам нужно что-то делать со своей тревожностью. Вы рискуете выстроить с ребёнком отношения гиперопеки, что не очень хорошо для полноценного развития личности. Почему вы боитесь, что ваш ребёнок на вас пожалуется? Вы готовы во всём ему угождать, лишь бы он на вас не пожаловался? Нет. Очевидно. Вы имеете право, как родитель, где-то ограничивать своего ребёнка в том, что идёт ему во вред. Но важно не перегнуть в этом палку и не привить ребёнку кучу страхов, от которых сами когда-то хотели избавиться.

 

Фамилии и имена  героев изменены

Свои истории и вопросы присылайте на нашу почту assalamweb@gmail.com  или на WhatsApp по номеру +7 928 530-59-70  с пометкой «Линия доверия».

На вопросы ответили психолог Алиасхаб Мурзаев  и богослов Адиль Ибрагимов