27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.05.2022 (по Шафии)

1.В последнее время в стоматологии часто практикуется установка зубов, изготовленных из костей животных и человека. Разрешено ли это?

Стоматологи (имплантологи) должны быть крайне осторожны при выборе материала для изготовления зубов – нечистый с точки зрения религии (наджаса), он может стать причиной недействительности намазов человека, которому их установят.
При наличии выбора нужно соблюсти следующую последовательность.
В первую очередь для изготовления зубов следует выбирать искусственные материалы или же материалы из костей заколотых животных (мясо которых дозволено употреблять в пищу).
Если таковых нет, то – изготовленные из костей животных, заколотых не по нормам религии, или животных, мясо которых не разрешено употреблять в пищу, кроме свиньи и собаки.
Если и таковых нет, то – из костей свиньи, а после – из костей собаки.
Что касается зубов, изготовленных из человеческих костей, то это разрешено только в крайнем случае, когда нет других вариантов.
Если человек, не соблюдая данного порядка, установит зубы, изготовленные из нечистого (наджаса) материала, то его намазы будут недействительными. И он обязан удалить (снять) эти зубы, если это не спровоцирует тяжёлое заболевание, не оставит рану, которая будет долго заживать. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

2.Разрешается ли давать развод во время менструального цикла?

К числу запретных видов развода относится развод с женщиной в период менструальных и послеродовых выделений. Это решение распространяется на женщину, с которой у супруга была половая близость. Причиной запрета является удлинение идды (срок выжидания после развода или смерти человека), так как время менструальных и послеродовых выделений, на которые пришёлся развод, не входит в счёт идды.
В вышеупомянутых случаях давать развод греховно, но он считается действительным. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

3.Становится ли человек вероотступником, если на вопрос «Есть ли у тебя вторая жена или другая женщина?» ответит: «Я не мусульманин, если она есть», но при этом солжёт, и как ему смыть этот грех?

Если человек скажет: «Если я сделал (сделаю) то-то, я не мусульманин (кяфир)» и т. п., тут возможны два варианта: либо сказавший хочет связать свою веру с этим действием, либо сказал подобное, считая поступок чуждым (неприемлемым для себя).
В первом случае, если он хотел этим именно связать свою религию, веру с совершением какого-то действия или был доволен выходом из Ислама, то он однозначно впадает в неверие. Если же он ничего не подразумевал, то есть выразился так, не имея в виду что-то конкретное, тогда он не впадает в неверие.

Во втором случае он не впадает в неверие, так как хочет всего лишь заверить, что действие для него чуждо. Но всё-таки ему желательно покаяться и произнести шахаду (свидетельство веры). В любом случае такие выражения или клятвы запретны, и необходимо покаяться.
Исходя из вышесказанного, клятва «Я не мусульманин (кяфир), если она (вторая жена) есть» может стать причиной неверия (куфра), если он действительно свою веру связал с наличием второй жены. Если он ничего не имел в виду или хотел заверить, что наличие второй жены для него – неприемлемо, то может не впасть в неверие. Тем не менее, ему необходимо покаяться, во-первых, за ложь, а во-вторых,  за позволение себе таких опрометчивых слов.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аль-Джамаль шарх Манхадж ат-Туллаб»)

4.Нарушается ли пост, если пробовать еду на вкус при её готовке?

Проба еды на вкус во время поста дозволена и не нарушает его, если при этом ничего не проглотить. Однако это нежелательно (макрух) из-за опасения попадания внутрь частиц еды. 
В случае необходимости приправить еду специями или проверить её готовность нежелательность отпадает.
Примечание:
Если постящийся попробует еду на вкус без надобности и случайно проглотит что-либо, его пост нарушится. Также ему дополнительно нужно будет воздержаться от всего, что нарушает пост (еды, питья и т. п.), в течение этого дня до захода солнца.
 («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аль-Буджайрами», «Манхадж аль-Кавим»)

5.В каких случаях женщина, у которой менструальный цикл (хайз), обязана возмещать намаз?

 По мазхабу имама аш-Шафии, женщине, у которой начались регулы, нельзя совершать намаз, и возмещать его не нужно, кроме некоторых случаев, когда она обязана возместить пропущенные по этой причине молитвы.

Если азан к молитве прозвучал в момент, когда женщина ещё пребывала в чистоте, и прошло время, достаточное для совершения омовения и фарз-намаза (ограничившись в обоих случаях только фарзами – необходимыми составляющими, а это приблизительно 10–15 минут), и начался цикл, то она обязана после его завершения и купания возместить этот намаз, так как она успела бы совершить намаз до начала цикла, если бы приступила к нему сразу. 

Если же с момента азана прошло время, недостаточное для омовения и молитвы, и у женщины начался цикл, возмещать этот намаз после очищения и купания она не обязана.

Если же у женщины регулы прекратятся полностью и до наступления предзакатного намаза остаётся время, за которое она успеет сказать, например, «Аллаhу Акбар» и более, она обязана возместить обеденный намаз по причине прекращения цикла. Такое же решение относительно времени всех остальных намазов.

Если регулы прекратятся к концу времени предзакатного намаза (за которое она успеет сказать, например, «Аллаhу Акбар»), то она обязана возместить предзакатный и обеденный намазы. Тоже самое касаемо ночного и вечерного намаза.
 («Нихаят аль-Мухтадж»)

6.Обязан ли муж покупать своей жене средства для ухода?

Муж обязан обеспечить жену необходимыми средствами гигиены: расчёской, зубной щёткой, пастой, мылом, шампунем, маслом для тела, кремами и т. д.
Что касается косметики: сурьмы, краски для волос, благовоний и т. д., то это всё покупать муж не обязан. Однако если супруг купит их, то жена обязана по его требованию ими пользоваться.
 («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
 

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).