26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Современное исламское образование

Стремление к знаниям – неотъемлемая черта истинных верующих, поскольку любая добродетель имеет отношение к знаниям, а любой порок – к невежеству. Ислам – основа духовности, а без духовности нашему обществу грозит деградация. Невежество в религии и отсутствие знаний ведут к большим проблемам, среди которых – терроризм и межнациональные конфликты.

 Пророк Мухаммад ﷺ всегда подчёркивал, что знания необходимы каждому мусульманину, и призывал продвигаться в поисках знаний так далеко, как это возможно, и искать знания на протяжении всей жизни. Важность изучения арабского языка является одной из особенностей исламского образования, но вместе с тем обязательным является изучение и других языков, способствующих взаимопониманию, упрочнению мира и согласия между народами, исповедующими разные религии.

 В прошлом, несмотря на отсутствие технической базы, возможностей и условий для учёбы, люди получали блестящие знания и становились светилами наук. Без глубоких научных знаний, не разбираясь в истории своего народа и его культуре, не владея в равной мере государственным русским и родным языками, в нашей стране невозможно стать лидером мусульманского общества. Для нас, мусульман России, нет задачи более важной и ответственной, чем учить и воспитывать нашу молодёжь.

 Каждому из нас надлежит задуматься о том, как сделать так, чтобы Ислам занимал лидирующую позицию, и привлекать других людей к его изучению. Мусульмане плохо знают своё прошлое, перестали интересоваться и гордиться достижениями предков. В связи с этим исследование исламской истории, возможно, помогло бы возродить интерес к развитию науки в современности.

 Мировые СМИ, которые дают ложное представление об Исламе, должны признать огромный вклад мусульман в мировую науку. Именно Ислам принёс свет знаний в Европу в период эпохи Возрождения и Просвещения. Если исключить мусульман из истории,  то прогресс европейской и всемирной науки отстанет на несколько столетий. Газеты, журналы и книги должны стать истинной трибуной Ислама и раскрывать историю мусульман среди всех народов и стран.

 Ведь если обратить внимание на созидательную мощь Ислама, на систему общечеловеческих ценностей, то мы сможем резко понизить градус агрессивности и непонимания людей, которые далеки от нашей религии. Люди иных вероисповеданий должны иметь возможность посещать лекции об Исламе. Это станет хорошей основой для мирного взаимодействия различных конфессий и решит острые социальные проблемы в обществе. Рост глобальных проблем, резкие жизненные изменения в мире формируют особое современное мышление у молодого поколения. Учитывая это, религиозные деятели и педагоги должны стремиться к эффективному сочетанию традиционных и современных форм преподавания, не теряя при этом целостности Ислама и мусульманских традиций.

 Молодое поколение – будущее Ислама Многие из нас получают высшее образование и стремятся к успешной карьере, но при этом совершенно не имеют мотивации к получению религиозного образования. Многие выпускники исламских вузов со временем уходят в сферу бизнеса или на государственную службу, не осознавая своей значимости и ответственности каждого за всю мусульманскую умму. Большинство из нас утратили какую бы то ни было общность цели.

 Мы не чувствуем никакого созидательного побуждения, хотим только работы и комфорта. Для большинства современных мусульман воспоминания об исламской цивилизации служат, главным образом, средством для хвастовства в их отношениях с другими общинами. Мы должны не только рассуждать об Исламе, но и рассматривать Шариат в качестве серьёзного и политического предложения, ведь подходы и положения Шариата способны решить многие социальные вопросы человечества, среди которых национализм, алкоголизм, наркомания, однополые браки и суицидальные наклонности человечества. Иного способа разрешения социальных проблем, имеющих религиозные корни, кроме как просвещение, не существует. Религиозно образованный человек – основа здорового общества.

 Недостаточное внимание к образованию среди мусульман приводит к их негативному восприятию в мире. Как известно, многие считают религию несовершенной, поскольку зачастую составляют своё представление о религии, в том числе и об Исламе, по её представителям. В этом заключается серьёзная ошибка. Мусульмане не идеальны, идеален Ислам, однако каждый из нас забывает о том, что наш нрав и воспитание являются примером для общества.

 Человек с хорошим образованием, который понимает ценность знания, скорее всего, захочет преумножать его – продолжить свою учёбу, заниматься наукой и развитием. Такой человек захочет созидать, а не разрушать. Поэтому так важно расширять систему образования. Человек не должен праздно проводить своё время, он также не имеет права несерьёзно относиться к своим трудовым обязанностям. Это заложено в сути Ислама, поэтому это отправная точка возрождения исламской цивилизации.

АДЕЛИНА ХЕГАЙ