Там год длится больше 200 лет

Плутон – самый далёкий исследованный мир

Наверняка каждый из нас слышал про планету Плутон и про то, считается ли он ею. До 2006 года, пока не был включён в разряд карликовых планет, Плутон считался полноценной девятой планетой     Солнечной системы. С того момента по сей день принято считать, что в нашей системе – восемь полноценных планет. Но неужели от смены статуса этот мир становится менее интересным? Насколько хорошо мы его знали хотя бы десять лет назад? Вы удивитесь, но в 2015 году произошло одно из самых важных событий в астрономии и планетологии: зонд «Новые горизонты» наконец добрался до Плутона.

Хотя планета и была официально открыта в 1930 году астрономом Клайдом Томбо, но существование таинственного объекта за орбитой Урана было предсказано ещё в начале ХХ века из-за его возмущений в орбите газовой планеты.

Плутон настолько мал, что по площади поверхности он сравним с целой Россией; также из-за скромной массы сила притяжения на нём составляет всего 6 % от земной. У планеты имеется самый большой по отношению к другим планетам спутник Харон. Иногда учёные даже называют Плутон двойной планетной системой, так как они из-за своих схожих размеров и массы вращаются вокруг общего центра.

До 2015 года этот мир представлялся довольно скучным и унылым: обычная каменная планета с обилием льда. Но, почти как традиция, учёные были очень сильно удивлены, когда впервые увидели поверхность Плутона. Это огромное обилие самых разных поверхностей – от гладкого льда, что говорит о наличии действующей геологии, ранее это считалось невозможным, до ярко-бордового окраса аммиака.
Теперь мы знаем, что на Плутоне существуют или существовали совсем недавно целые вулканы, но не с привычной для нас лавой, а с примесью воды и аммиака. Такая субстанция может оставаться жидкой даже при –230 градусах.

Эти данные были получены с борта «Новые горизонты». Аппарат, запущенный в 2006 году, достиг планеты лишь в 2015-м, и всё из-за огромных расстояний: средняя отдалённость Плутона от Солнца – примерно 6 миллиардов километров.
«Новые горизонты» стали космическим аппаратом, получившим наибольшую скорость при запуске, – почти 16 км/с, однако по мере удаления от

Солнца его скорость стала меньше, чем скорости других космических аппаратов, запущенных также в столь отдалённые места: «Вояджер-1» и «Вояджер-2». Причиной этого является то, что «Вояджеры» совершили несколько разгонных гравитационных манёвров, а «Новые горизонты» – только один. В научной среде расстояния в Солнечной системе принято измерять в астрономических единицах (то есть количеством расстояний от Солнца до Земли), у него этот показатель колеблется от 30 до 50 единиц. И настолько вытянутая орбита, что в какой-то период он становится даже ближе к нам, чем Нептун.

Забавно, что с момента открытия по сей день на Плутоне так и не прошёл один год, один полный виток вокруг Солнца. Его длительность составляет почти 248 лет, а это значит, что «новый год» на Плутоне будет только в 2278 году.

Одним из самых удивительных открытий на планете стало наличие атмосферы. Разумеется, ни о какой пригодности её для человека речи не идёт, но сам факт наличия атмосферы на столь малом объекте просто поразил всё научное сообщество. Потрясающим можно назвать и то, что аппарату удалось сфотографировать Плутон с ночной стороны так, чтобы Солнце находилось ровно позади, а его лучи осветили его атмосферу.
Это одна из знаковых миссий прошлого десятилетия, приоткрывшая нам целую завесу тайн и открытий, что скрывал от нас Плутон.
К сожалению, подготовка аппарата, его запуск и полёт к столь далёким объектам занимают непосильно огромное количество времени и средств, и, разумеется, для более детального изучения Плутона нужен новый аппарат с новым оборудованием и уже с конкретными целями.

Будем надеяться, что такое случится относительно скоро, ведь это один из самых далёких крупных миров, что доступны нам сейчас. Дальше – только полёт к другим звёздам, но это уже дело людей, скорее всего, даже не следующего столетия.

По материалам popmech.ru