29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Как мекканцы мешали призыву Пророка ﷺ

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

В эти дни курайшиты были озабочены ещё и другим обстоятельством: дело в том, что открытое обращение с призывом продолжалось уже несколько месяцев, а между тем приближался сезон хаджа (паломничества). Им было известно, что скоро к ним приедут делегации арабских племён, и они должны сказать им что-то о Мухаммаде ﷺ, чтобы его призыв не оказал на их души никакого воздействия. 

Они собрались у аль-Валида бин аль-Мугиры для обсуждения этого вопроса, и аль-Валид сказал им: «Вам следует прийти к какому-то единому мнению, чтобы не противоречить друг другу и не опровергать друг друга». Они попросили: «Скажи своё слово». Аль-Валид, в свою очередь, предложил: «Нет, говорите вы, а я послушаю». Они сказали: «Мы будем говорить, что он прорицатель (кахин)». Аль-Валид не согласился: «Нет, клянусь Аллаhом ﷻ, он не прорицатель. Нам приходилось видеть прорицателей, а он не бормочет подобно им и не говорит рифмами». Они сказали: «Тогда мы будем говорить, что он одержимый». Аль-Валид и на этот раз возразил: «Мы видели проявления одержимости и знаем, что это такое, но у него не бывает припадков, и его не охватывают наваждения». Они сказали: «Тогда мы будем говорить, что он поэт». Аль-Валид опять не согласился: «Он не поэт, ибо мы знаем все стихотворные размеры, но его слова – это не стихи». Они сказали: «Тогда мы будем говорить, что он колдун». Аль-Валид стал отрицать: «Он не колдун, ибо мы видели и колдунов и их колдовство, он не дует на узлы и не завязывает их». Они спросили: «Так что же нам сказать?» Аль-Валид ответил: «Клянусь Аллаhом ﷻ, говорит он красиво, и что бы вы ни сказали, всё будет не к месту, а поэтому лучше всего, если вы станете говорить, что он колдун и что он явился со своими колдовскими речами, чтобы разлучать отца с сыном, брата – с братом, мужа – с женой и родственника – с родственником». И они разошлись, договорившись, что так и будут действовать.
По некоторым сообщениям, после того как аль-Валид отверг всё то, что они ему предложили, они сказали: «Так выскажи своё мнение, в котором не будет изъянов!» – на что он сказал им: «Дайте мне срок, чтобы я подумал над этим». 

Всевышний ниспослал суру «Аль-Муддассир», девять аятов которой – с восемнадцатого по двадцать шестой – касаются аль-Валида, и в них описывается ход его рассуждений. 

Господь сказал (смысл комментария): «Он обдумал и решил (что сказать о Коране). Да сгинет он, что же он решил?! Да сгинет он ещё раз, что же он решил?! (Скверно его решение. Тем, что он назвал Божественное писание колдовством, а Пророка ﷺ – колдуном, аль-Валид заслужил вечное наказание.) Затем он задумался. Затем нахмурился и посмотрел сурово. (Ведь он в Коране не нашёл ни одного недостатка и не к чему было придраться, поэтому он не знал, какое решение принять, что сказать о Коране.) Затем он отвернулся и проявил высокомерие (отказавшись принять Истину). Потом сказал: «Это всего лишь пересказанное колдовство. Это просто слова людей (при этом аль-Валид не сомневался в божественном происхождении Корана, он знал, что это не слова людей, а слова Господа). И Я брошу его в Сакар (Ад)» (сура «Аль-Муддассир», аяты 18–26). 

Приняв это решение, участники совета приступили к его исполнению. Они садились на дорогах, которыми в Мекку прибывали паломники, и кто бы ни проходил мимо, предостерегали его, рассказывая о Пророке ﷺ.

Имам ат-Тирмизи в своём сборнике приводит: «Когда наступило время паломничества, Посланник Аллаhа ﷺ стал обходить различные стоянки людей, призывая их к вере в Единого Господа, а Абу Ляхаб следовал за ним и говорил: «Не слушайте его, ибо он – лживый вероотступник!» Всё это привело к тому, что после паломничества арабы уезжали домой, узнав многое о Пророке ﷺ и вере, к которой он призывал. И известия о нём распространились повсюду. 

Различные методы противодействия призыву

Курайшиты, видя, что они никак не могут заставить Мухаммада ﷺ отказаться от призыва, снова стали думать над этим и остановились на нескольких методах, суть которых излагалась в следующем: 

1. Насмешки, проявление презрения, клевета и издевательства, цель которых состояла в том, чтобы обескуражить верующих и ослабить их дух. Курайшиты стали предъявлять Пророку ﷺ смехотворные обвинения и осыпать его наглой бранью. Так, например, они называли его одержимым, обвиняли его в колдовстве и во лжи. Когда же он сидел в окружении бедняков из числа своих сподвижников, они с насмешкой говорили (смысл комментария): «Поистине, (неверующие) преступники (в земной жизни) смеялись над верующими. И когда верующие проходили мимо них, они перемигивались (насмехаясь, говорили: «Вот они, властелины мира»)».

2. Искажение наставлений Пророка ﷺ, попытки внушить людям сомнения и распространение лживых домыслов, касающихся как этих наставлений, так и его самого. Всё это повторялось многократно и делалось с той целью, чтобы у простых людей не было возможности поразмыслить над его призывом. Так, например, о Коране они говорили следующее (смысл комментария): «И неверующие говорят: “Это (Коран) – просто ложь, которую он (Мухаммад ﷺ) выдумал при участии других людей (иудеев и христиан)”. Поистине, они (говорящие такое) совершают несправедливость и лгут. Они (также) говорят: “Это – сказки древних народов. Он (Мухаммад ﷺ) попросил записать их, и их читают ему (чтобы он заучил их) утром и вечером”. Ответь (им, о Мухаммад ﷺ, на их ложь): “Ниспослал его (Коран) Знающий (все) тайны на небесах и на земле. Поистине, Он – Прощающий (верующих), Милующий (их)”» (сура «Аль-Фуркан», аяты 4–6).

 3. Сопоставление Корана с древними легендами, что позволило бы отвлечь людей от Книги Аллаhа ﷻ. Сообщается, что однажды ан-Назр бин аль-Харис сказал курайшитам: «О курайшиты, случилось с вами такое, с чем вы никак не можете справиться. Мухаммад вырос в вашей среде и всегда был самым приятным, правдивым и честным среди вас, а когда вы увидели на его висках седину, и он принёс вам то, что принёс, вы заявили, что он колдун. Нет, клянусь Аллаhом ﷻ, он не колдун, ибо нам приходилось видеть колдунов и то, как они дуют на завязанные ими узлы. И вы заявили, что он прорицатель. Нет, клянусь Аллаhом ﷻ, он не прорицатель, ибо нам приходилось видеть то, как дрожат прорицатели, и слышать, как они говорят рифмами. И вы заявили, что он поэт. Нет, клянусь Аллаhом ﷻ, он не поэт, ибо мы знаем, что такое поэзия, и нам известны все стихотворные размеры. И вы говорили, что он одержимый. Нет, клянусь Аллаhом ﷻ, он не одержимый, ибо мы видели проявления одержимости, но у него не бывает ни припадков, ни наваждений, ни бреда. О курайшиты, посмотрите же на своё положение, ибо, клянусь Аллаhом ﷻ, вы столкнулись с великим делом!»

Впоследствии ан-Назр отправился в Хиру (древний город на территории Ирака) и запомнил рассказы о персидских царях и предания о Рустаме и Исфандияре. Вернувшись в Мекку, он повсюду следовал за Пророком ﷺ, и каждый раз, когда Посланник Господа ﷺ встречался с людьми и рассказывал им об откровении Всевышнего, он тут же говорил им: «Мухаммад ﷺ говорит не лучше меня!» – после чего начинал рассказывать людям о персидских царях, Рустаме и Исфандияре, а потом спрашивал: «Чем же рассказы Мухаммада ﷺ лучше моих?»

Ибн Аббас رضي الله عنه передаёт, что ан-Назр купил певиц, и когда слышал, что кто-нибудь склонялся к Пророку ﷺ, обязательно посылал к такому человеку одну из них, а она хорошо угощала его и пела ему песни, чтобы у него не осталось никакой склонности к истинной вере в Господа миров. 

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов