25 апреля
2024 года
поделиться

Берегите своё имущество выплатой милостыни (закята)

В повелении Всевышнего Создателя о выделении средств для закята заключено множество благ.

Господь наделил людей различными способностями, из-за чего общество с точки зрения материального достатка находится на разных ступенях материального благосостояния. Закят представляет собой реальный фактор, призванный обеспечить равномерное распределение благ между различными слоями населения. Также он способствует распространению взаимопомощи и препятствует концентрации богатств в одних руках.

Польза, заключённая в закяте 

1. Закят сближает состоятельных и бедных людей, ибо богатый будет испытывать радость от своей щедрости, а бедный будет переживать чувство любви и благодарности к богатому. Благотворительность не оставляет места зависти. 
Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Спасайте своё имущество, выплачивая закят, лечите свои болезни, давая милостыню, и уберегайте себя от всяческих бед, читая молитву» (ат-Табрани). 

2. Закят – форма выражения благодарности Всевышнему Творцу за блага, дарованные Им. От выплаты закята средства не уменьшаются, а, наоборот, приумножаются, ибо человек обогащается изобилием и благословением Господа. 
Выплата закята подобна подрезке лишних ростков виноградника весной. Если их не подрезать, невозможно обеспечить нормальное питание всех гроздей винограда. Лоза будет слаба и в будущем ничего не сможет принести. Таково положение тех людей, которые не выплачивают закят. 

Положения о выплате закята

Обязательный закят был предписан верующим после поста месяца Рамадан и выплаты «фитр-садака», во втором году хиджры, в месяце Шавваль. В Коране в 28 местах закят упоминается вместе с намазом, что показывает тесную связь между намазом и закятом.
Обязательность (фард) выплаты закята доказывается многочисленными аятами Корана, положениями сунны Пророка ﷺ и единогласным мнением учёных (иджма).

В Коране Всевышний говорит (смысл комментария): «Совершайте (полноценно обязательный пятикратный) намаз, выплачивайте (из своего имущества обязательный) закят и совершайте поясные поклоны (перед Господом) вместе с совершающими поясные поклоны» (сура «Аль-Бакара, аят 43).

В другом аяте говорится (смысл комментария): «Бери (о Мухаммад ) из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их (от грехов) и исправить. Молись за них! Ведь, поистине, твои мольбы – успокоение (милость) для них (либо покой – как следствие принятого покаяния). И Аллаh – Слышащий, Знающий» (сура «Ат-Тавба», аят 103).

В качестве довода из сунны Пророка ﷺ можно привести множество хадисов. Имам аль-Бухари приводит в своём сборнике хадисов «Сахих аль-Бухари», высказывание Посланника Всевышнего ﷺ, в котором Посланник Господа ﷺ, сказал Муазу бин Джабалю رضي الله عنه, отправляя его наместником в Йемен: «Сообщи им, что Всевышний предписал им выплачивать закят. Бери закят с богатых из них и отдавай его бедным из них!»

Условия, необходимые для действительности закята

Обязательным условием для действительности выплаченного закята является «ният» (намерение) и «тамлик» (передача закята тому лицу или организации, которые уполномочены распределять закят). 

Так же, как и в других видах поклонения, намерение выплатить закят является необходимым условием, так как Пророк ﷺ сказал: «Поступки оцениваются согласно намерениям…» (аль-Бухари). Чтобы отделить закят от желательной благотворительной милостыни, необходимо сделать соответствующее намерение.

Передавая закят нуждающемуся или выделяя средства для закята, нужно мысленно в душе сделать намерение о выплате именно закята. Произнесение вслух не обязательно. Если даже при передаче закята нуждающемуся человеку сказать ему, что это просто подарок, это не мешает действительности закята, так как главное – намерение в сердце. 

Намерение должно быть сделано незадолго до выдачи закята, так как средства, выделенные как закят, в зависимости от состояния нуждающихся могут быть переданы как целиком, так и частями, как в одно время, так и в разное. Поэтому достаточно сделать намерение при выделении средств для закята. Кроме того, это очень удобно для выплачивающего закят. 

Если у кого-либо пропадут средства, выделенные для закята, или их украдут, или они испортятся, при любых обстоятельствах долг по закяту продолжает оставаться. 

Если кто-либо даст средства бедняку без намерения и сделает намерение после передачи, то сделанное намерение, если, конечно, эти средства ещё на руках получившего, считается действительным. Но если полученных средств уже нет в наличии, то намерение будет недействительно. Таким же образом, если кто-либо без разрешения владельца выделит нуждающимся материальные средства в качестве закята, то в момент, когда владелец будет оповещён, и эти средства ещё будут в руках получившего, закят будет действительным, если же их нет, то нет.

При выплате закята учитывается намерение владельца, а не его представителя. Поэтому, передавая своему представителю какие-либо средства в качества закята, владелец должен сделать соответствующее намерение. Представитель должен сделать намерение в момент передачи закята

бедняку. Намерение только представителя недостаточно. 
Если человек, намеревающийся выплатить закят, время от времени будет раздавать какие-либо средства в качестве закята, но при этом не делая соответствующего намерения, то выделенные средства не будут считаться закятом. Но если на вопрос бедняка: «А зачем ты мне это даешь?», человек автоматически, не задумываясь, ответит: «Это закят», то эти слова будут означать намерение на закят. 
При этом, если кто-либо, сделав пожертвование, скажет: «Пусть все пожертвования, которые я сделал в течение этого времени, будут закятом», этого будет недостаточно, так как дополнительный вид поклонения нельзя превратить в обязательное поклонение (ибаду-фард) посредством одного лишь намерения. 

Обязательным условием для действительности выплачиваемого закята является «тамлик», что переводится как передача средств лицу, которому они предназначаются. Поэтому обычное угощение не может засчитываться как закят, так как в этом случае отсутствует тамлик. Угощение может считаться «садака» (милостыней), но не закятом.

Закят не дают психически больным людям и несовершеннолетним детям. Для них закят передают их родителям, опекунам или лицам, представляющим их интересы. 

(«Аль-Фатаваи аль Хиндия», «Бадауис-санаи», «Радд уль-Мухтар»)

(Продолжение следует)