25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

«…Спасайте себя от огня!»

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

Второй этап – открытое обращение с призывом

Первым откровением относительно этого были слова Всевышнего (смысл комментария): «Предостереги (о Мухаммад ﷺ, от наказания) своих ближайших родственников. И будь снисходителен к верующим, которые следуют за тобой» (сура «Аш-Шуара», аяты 214–215).

В этой суре Всемогущий Господь сначала рассказывает о пророке Мусе (Моисее) عليه السلام от начала пророчества до его переселения вместе с израильтянами, их спасения от фараона и его народа и потопления фараона вместе с его войском и семейством. В этом рассказе упоминается обо всех тех этапах, которые прошёл Муса (Моисей) عليه السلام, призывая фараона и его народ к вере в Единого Бога. Столь подробный рассказ был ниспослан Пророку ﷺ в то время, когда ему было велено призвать свой народ к истинной вере, чтобы он сам и его сподвижники узнали о том, с какими обвинениями во лжи и преследованиями им придётся столкнуться, чтобы с самого начала этого призыва ясно представляли своё положение.

С другой стороны, в этой суре упоминается не только об участи фараона и его народа, но и о том, что постигло людей, посчитавших посланников Господа лжецами, а именно – народ Нуха (Ноя) عليه السلام, народы адитов, самудян, народ Ибрахима (Авраама) عليه السلام, народ Лута (библейского Лота) عليه السلام, чтобы те люди, которые станут обвинять Пророка ﷺ во лжи, знали, к чему это их приведёт и как они будут наказаны Всевышним. А также чтобы верующие знали, что хороший исход ожидает их, а не тех, кто выступает против Истины.

Призыв Пророка ﷺк близким родственникам

После ниспослания этого аята Посланник Аллаhа ﷺ поднялся на холм ас-Сафа и созвал к себе свою родню из родов Бану Хашим и Бану Абд аль-Мутталиб общей численностью сорок пять человек. Абу Ляхаб (дядя Пророка ﷺ) первым из собравшихся сказал: «Здесь собрались братья твоего отца и твои двоюродные братья, говори же и оставь вероотступников! И знай, что твои родственники не в силах противостоять всем арабам, а я имею больше всех прав на то, чтобы давать тебе советы. Я не видел никого, кто причинил бы родственникам своего отца больше вреда, чем ты!»
Посланник Аллаhа ﷺ промолчал и ничего не стал говорить во время этой встречи. Через некоторое время Пророк ﷺ созвал их во второй раз и сказал: «Хвала Аллаhу ﷻ. Я воздаю Ему хвалу, и обращаюсь к Нему за помощью, и верую в Него, и уповаю на Него, и я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Аллаhа ﷻ, у Которого нет сотоварища!» После этого он сказал: «Поистине, я являюсь посланником Аллаhа ﷻ к вам в частности и ко всем людям в общем. Клянусь Аллаhом ﷻ, вы обязательно умрёте подобно тому, как вы засыпаете, и вы обязательно будете воскрешены подобно тому, как вы просыпаетесь, и вас обязательно призовут к отчёту за то, что вы делаете, и, поистине, (после этого вы) навечно (окажетесь) либо в Раю, либо в Аду». 

Внимательно выслушав до конца речь своего любимого племянника, Абу Талиб сказал: «Мы очень хотим тебе помочь, принимаем твой совет и полностью доверяем твоим словам. Здесь собрались твои родственники, и я – один из них, но я готов первым сделать то, что ты хочешь. Так делай же то, что было тебе велено, и, клянусь Аллаhом ﷻ, я буду и впредь хранить и защищать тебя, однако душа моя не соглашается расстаться с религией Абд аль-Мутталиба». После этого Абу Ляхаб воскликнул: «Клянусь Аллаhом ﷻ, плохо то, к чему он призывает! Схватите его за руки, пока этого не сделали другие!» На что Абу Талиб сказал: «Клянусь Аллаhом ﷻ, мы будем защищать его, пока живы».

Имам Муслим приводит другую часть этого рассказа, передаваемого со слов Абу Хурайры رضي الله عنه, который сказал: «Когда был ниспослан аят, в котором сказано о призыве своих ближайших родственников, Посланник Аллаhа ﷺ созвал всех курайшитов и стал обращаться ко всем и к каждому: «О курайшиты, спасайте себя от огня! О люди из рода Бану Кааб, спасайте себя от огня! О Фатима, дочь Мухаммада ﷺ, спасай себя от огня, ибо, поистине, клянусь Аллаhом ﷻ, я никак не смогу защитить вас от Его гнева. Однако я состою в родстве с вами, и я буду поддерживать узы этого родства». 

Этим громким и красноречивым обращением Посланник Господа ﷺ разъяснил самым близким к нему людям, что отныне основой отношений между ними будет служить вера в это послание, а традиционные родоплеменные связи, на которых испокон веков основывалась вся жизнь арабов, утрачивают свою силу под воздействием силы предостережения, исходившего от Всевышнего. 

Провозглашение истины и реакция язычников 

Отзвуки этих слов были ещё слышны в Мекке, а Всевышний уже ниспослал новое откровение, в котором было сказано (смысл комментария): «Так доведи (о Мухаммад ﷺ, до людей) то (из откровения), что тебе приказано (Господом), и отвернись от язычников (не придавай значения их словам и не обращай внимания на их поступки)» (сура «Аль-Хиджр», аят 94). После этого Посланник Аллаhа ﷺ начал разоблачать небылицы, порождённые многобожием, и рассказывать правду об идолах, показывая, чего они стоят на самом деле, и разъясняя с помощью доказательств, что люди, которые поклоняются им, пребывают в глубоком заблуждении. 

Когда в Мекке услышали голос человека, открыто заявляющего о заблуждениях её жителей, это вызвало гнев, отчуждение и неодобрение, так как случившееся было подобно грому и молнии, нарушившим привычное спокойствие. Курайшиты первыми стали готовиться к подавлению внезапно начавшегося бунта, опасаясь, что он положит конец их традициям и их наследию. Они стали готовиться к этому, поскольку знали, что Послание Мухаммада ﷺ подразумевает собой полное вручение себя Единому Господу, после чего им не останется выбора ни в том, что касается их самих, ни в том, что касается их богатств, не говоря уже обо всём прочем. И это означало, что им надо будет отказаться от роли религиозных лидеров арабов, начать делать то, что угодно Аллаhу ﷻ и Его Посланнику ﷺ, отказаться от проявлений несправедливости по отношению ко всем тем, кто занимал более низкое положение. 

Всё это было хорошо известно курайшитам, однако они не могли ничего поделать, ведь им противостоял правдивый и честный человек, являвший собой высший пример воплощения человеческих ценностей и высоких нравственных качеств, ни равного, ни подобного которому не было за всю их долгую историю. Что им оставалось делать? Таким образом, вполне естественно, что в результате они впали в замешательство. Поразмыслив над этим, они не нашли ничего лучшего, как явиться к его дяде Абу Талибу и потребовать от него, чтобы он остановил своего племянника. Для того чтобы придать своим требованиям серьёзный вид, они решили заявить, что призыв к отказу от их богов и заявления об их бесполезности и бессилии являются поношением и унижением и что говорить так – значит считать неразумными и заблуждавшимися их предков, которые исповедовали эту религию.

Знатные курайшиты отправились к Абу Талибу и сказали: «О Абу Талиб, поистине сын твоего брата подверг поношению наших богов, оскорбил нашу религию, объявил глупцами нас самих и назвал заблудшими наших предков, и ты должен либо остановить его, либо дать нам сделать это самим, ведь ты, как и мы, не согласен с ним, и мы избавим тебя от него!» Выслушав их, Абу Талиб мягко поговорил с ними, и они покинули его, а Посланник Аллаhа ﷺ продолжал делать своё дело, открыто исповедуя религию Всевышнего и призывая к ней других. 

(Продолжение следует)

Адиль Ибрагимов