13 июля
2024 года
поделиться

Азан и икамат

Азан (призыв к молитве) и икамат (призыв к началу молитвы) – выделенные сунны (но в отношении греха за их пропуск они находятся на уровне необходимого (ваджиб), поскольку являются символами Ислама.

Это относится только к мужчинам, поскольку совершение как азана, так и икамата женщинами совершенно неугодно (макрух тахриман), ведь является неугодным исполнение женщинами молитвы в собственном женском коллективе (для пяти ежедневных молитв и пятничной молитвы и ни для какой иной молитвы более. Независимо от того, совершается молитва вовремя или является восполняющей, в пути или в месте проживания, в одиночку или коллективно. В случае путника и один икамат исполнит сунну, а предварительный азан является рекомендуемым (мандуб).

 Если человек молится один в своём доме, азан и икамат ему рекомендуется совершить. Услышав азан, совершённый в соответствии с сунной, следует ответить, а затем вознести мольбу о том, чтобы Пророку ﷺ была дана степень заступничества. Совершение азана в соответствии с сунной заключается в том, что он исполняется: на арабском, мужчиной, в период для молитвы, без грамматических ошибок и без преувеличенной мелодичной интонации.

 Если азан совершается так, то следует ответить на него повторением каждого набора фраз. При этом после слов «Хайя аляс-салях», а также после «Хайя аляль-фалях» отвечающему следует добавить: «Ля хавля ва ля куввата илля биллях» («Нет силы и мощи, кроме как посредством Аллаха»). После слов «Ас-саляту хайрум-минаннаум» человек не повторяет их, а произносит вместо этого: «Садакта ва барарта ва биль-хаккы натакта» («Ты прав и хорошо поступил; правдиво ты сказал») или «Ма ща Аллаху кян (ва мя лям яща лям якун)» («Что Аллах желает, то существует (а того, что Он не желает, не существует)»).

 Устный ответ на азан признаётся необходимым (ваджиб) некоторыми учёными и рекомендуемым (мандуб) другими учёными, полагающими, что необходимым является ответ на азан не языком, а ногами (то есть посредством молитвы в коллективе).

 Человек не отвечает на азан, если, например, он в это время молится, проводит или слушает хутбу, даёт или получает урок, ест, находится в половых сношениях или справляет нужду. Если азан совершают не по сунне, то он является неугодным, а потому человек не слушает его и не отвечает повторением. Это касается, например, азана с ошибками или преувеличенной мелодичной интонацией (то есть не одним лишь украшением голоса, которое является дозволенным).

 Если азан совершается до наступления времени для молитвы, то он не исполняет сунну и потому должен быть впоследствии повторён. Фраза «Аллаху акбар» произносится четыре раза в начале, а остальные фразы проговариваются дважды. То же самое верно и для икамата. Поэтому человек произносит (на арабском) азан следующим образом:

а) «Аллах велик» (4 раза);

б) «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха» (2 раза); в) «Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха» (2 раза);

г) «Приходите на молитву» (2 раза);

д) «Приходите к успеху» (2 раза); е) в фаджр-азане: «Молитва лучше сна» (2 раза);ж) в икамате: «Молитва началась» (2 раза); два последних добавления (для фаджра и икамата) произносятся после фразы «Приходите к успеху»;

з) «Аллах велик» (2 раза); и) «Нет божества, кроме Аллаха» (1 раз).

 Тот, кто произносит азан, должен делать короткую паузу между каждым набором фраз. В икамате же он должен поспешить. Между азаном и икаматом он должен (недолго) посидеть, за исключением магриба. Является неугодным совершение азана и икамата в состоянии большой нечистоты и исполнение икамата в состоянии малой нечистоты. Не является неугодным исполнение азана в состоянии малой нечистоты, хотя азан рекомендуется исполнять в состоянии чистоты.

 Азан, совершённый человеком в состоянии большой нечистоты, является неугодным и должен быть повторён. То же самое касается азана, исполненного ребёнком, не достигшим возраста различения. Икамат не повторяют независимо от того, кто его исполнял, за исключением случая, когда икамат от молитвы отделяет постороннее действие, например излишний приём пищи или излишняя речь, поскольку сунной является начать молитву с окончанием икамата без перерыва. И азан, и икамат нельзя произносить не на арабском, даже если известно, что это азан, согласно более веской позиции.

Рекомендуется, чтобы человек, оглашающий азан:

а) был праведным;

б) знал метод исполнения азана по сунне и периоды времени молитв;

в) находился в состоянии чистоты;

г) был обращён в сторону киблы;

д) в каждое ухо вложил по указательному пальцу; или положил ладони поверх ушей, или даже одну ладонь поверх одного уха; е) поворачивал (только) лицо: когда говорил «Приходите на молитву» – направо, а когда произносил «Приходите к успеху» – налево.


(«Мараки Саадат», стр 71. «Ихтияр ли Таълили Мухтар», том 1, стр. 42) 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ Г. ВОЛЖСКИЙ