поделиться

Состояние, в котором ты наиболее близок к Господу…

В рамках ранее начатой нами беседы о тарикате мы продолжаем разбирать статью шейха накшубандийского и шазалийского тарикатов, Муфтия Дагестана Ахмада-афанди.

Как и прежде, в этом нам помогает богослов Сиражудин Ахмедов.

– Сиражудин-хаджи, бывает, что верующему не хватает силы воли, упорства в преодолении себя. Допустим, он не может заставить себя вовремя подняться на утренний намаз в мечети или, боясь бедности, скупится на милостыню. Человек вроде понимает важность повелений Творца и ничего неприятного в этом не видит, но проходит день за днём, а дел нет. Как в таком случае преодолеть себя? 
– Во-первых, человек должен пересмотреть свои деяния, проанализировать, совершает ли он грехи. Если да, то надо искренне раскаяться, плача просить о прощении у Всевышнего. Поскольку если человек не может заставить себя подняться на утренний намаз – это говорит о том, что он, сам того не зная, погряз в каком-то грехе. И поэтому необходимо искреннее раскаяние. 

Ещё она причина – сомнительное питание. Это нужно постараться исправить, пересмотрев, какие средства он расходует на продукты питания и какими он питается продуктами, дозволенные ли они.  

После того как он разберётся со всеми этими причинами, искренне попросит Всевышнего дать ему сил и возможностей в совершении богослужения, он сможет преодолеть себя в этих ситуациях.

– Как правильно выражать благодарность Аллаhу за Его бесчисленные блага? Есть ли разница в этике прошения мирских благ и духовных? 
– Благодарность надо выражать словами, например, «Алхамду ли-Ллахи хамдан ювафи ниамаху ва юкафиу мазидаху» («Хвала Аллаhу в таком количестве и качестве, которого было бы достаточно в благодарность за все Его блага, которыми Он меня наделил, и за те блага, которыми наделит в будущем»). 

Лучшим в благодарении Всевышнего будет двухракаатный намаз благодарности (шукра), можно ограничиться и земным поклоном (судждой шукра). Например, человек делает намерение (неважно, стоит он или сидит): «я вознамерился совершить суджда шукра» – и сразу идёт на земной поклон. Главное в том, как правильно выражать благодарность Богу, – это использовать все те блага, что Он даёт нам, по назначению. 
Если у человека есть здоровье – использовать его в поклонении Господу, если есть машина – использовать только во благо и не использовать в греховном. 

Разницы в этике прошения у Всевышнего мирских и духовных благ не должно быть, поскольку мирские блага помогают человеку достичь духовных благ. Как, например, мольба, которую часто мы повторяем (смысл): «О Аллаh ﷻ, наш Господь, даруй нам благо в этом мире и на том свете и сохрани нас от мучений Ада».

– Почему именно в земном поклоне верующий наиболее близок к Богу? О чём надо просить постоянно? Должно ли в мольбе отражаться беспокойство верующего за всю общину мусульман?
– Дело в том, что земля – самое низкое место, а лоб и лицо человека – самое возвеличенное Всевышним место. И вот когда раб Аллаhа ﷻ склоняет перед Ним лицо и касается лбом земли – это самая вершина поклонения и смиренности перед Господом. Именно поэтому в этот момент человек бывает наиболее близок к Создателю. 

– О чём надо просить постоянно? 
– О прощении нас Всевышним. Только если мы заслужим прощение – только тогда Создатель будет доволен нами. 

– Должен ли верующий упоминать в молитве всю общину? 
– Безусловно, так как Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и оно лишается сна» (аль-Бухари, Муслим).

Мы всегда должны беспокоиться за всю умму (общину мусульман) и просить о её благополучии.
– Как придерживаться золотой середины: не потерять надежду на милость Всевышнего и в то же время не обмануться множеством Его благ?
– Если человек убеждён, что всё на земле принадлежит Всевышнему, то он не обманется множеством благ, так как будет знать, что Господь как дал эти блага, так может и забрать в мгновение ока. 
Не потерять надежду на милость Господа тоже поможет убеждённость в том, что Всевышний является самым Милостивым.

***
Выдержки из статьи Муфтия Дагестана, шейха Ахмада-афанди

Раб всегда должен быть покорен Аллаhу ﷻ и благодарен Ему за проявленную милость и может настойчиво просить то, в чём он нуждается. Он должен терпеливо и спокойно ждать, пока Аллаh ﷻ ответит на его мольбу.

Состояние, в котором раб бывает более всего близок к Господу, – это земной поклон (суджда). Раб должен часто просить Его милости и прощения в земном поклоне.

Раб должен постоянно каяться перед Ним во всех своих делах, искренне признавать свою вину и умолять Аллаhа ﷻ о прощении за каждый совершённый грех и проступок. Прощение возможно только по Его милости, и наказание для раба будет только по Его справедливости.
Больше всего бед раб навлекает на себя из-за своих слов, которые он произносит. Раб должен беречь свой язык от запретных речей. Должен остерегаться сплетен, поклёпа, наговора, хулы и т. д.