26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Сподвижник, покоривший Египет

«Люди покорились, а Амр ибн Аль-Ас رضي الله عنه – уверовал» (Пророк Мухаммад ﷺ)

Абу Абдуллах Амр ибн аль-Ас رضي الله عنه был одним из выдающихся курайшитских храбрецов. Ещё в доисламский период его считали одним из самых мудрых и отважных людей среди арабов. 

Одной из отличительных особенностей Амра ибн Аль-Аса была хитрость при достижении целей. Он также был известен умением разрешать конфликты, проницательностью. Именно поэтому курайшиты послали его к правителю Эфиопии Наджаши, чтобы вернуть верующих, переселившихся туда в поисках спасения от преследований.

Имам Аз-Захаби в своей книге «Сияр алям ан-нубаляъ» пишет о нём следующее: «Амр ибн аль-Ас ибн Ваиль, ас-Сахми был мудрецом курайшитов, знающим человеком, тем, кого приводили как пример проницательности, мудрости и благоразумия».

От Укбы ибн Амира رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Люди покорились (приняли Ислам), а Амр ибн Аль-Ас – уверовал» (Ахмад).
В этом хадисе Посланник Аллаhа ﷺ указал на великое достоинство Амра ибн Аль-Аса رضي الله عنه, поскольку Пророк ﷺ засвидетельствовал, что он истинно уверовавщий. 

После заключения Худайбийского мирного соглашения, которое стало ключом к завоеванию Мекки, Амр ибн Аль-Ас رضي الله عنه, Халид ибн Аль-Валид رضي الله عنه и Усман ибн Тальха رضي الله عنه приняли Ислам. Благодаря тому, что эти три человека приняли Ислам, уверовали и многие другие мекканцы, и это усилило положение Ислама и позиции мусульман.
 
Как принял Ислам Амр ибн аль-Ас رضي الله عنه

Ибн Хишам в своей книге «Ас-Сира ан-Набавийя» передаёт от Хабиба ибн Абу Авса ас-Сакафи историю того, как Амр ибн Аль-Ас принял Ислам. «Когда мы вернулись с битвы у рва (Хандак), я собрал своих единомышленников-курайшитов, которые слушались меня, и сказал им: «Клянусь Аллаhом ﷻ, вы знаете, что я считаю, что дело Мухаммада ﷺ быстро растёт, и у меня относительно этого есть своё мнение, но каково ваше видение?» Они спросили: «Каково твоё мнение?»

Я ответил: «Я считаю, что мы должны присоединиться к Наджаши и оставаться рядом с ним. Если Мухаммад ﷺ одержит верх над нашими соплеменниками, мы останемся у Наджаши, ибо быть под его властью предпочтительнее для нас, чем находиться под властью Мухаммада ﷺ. А если наши соплеменники победят, мы хорошо их знаем и от них мы можем ожидать только добра». Они сказали: «Это хорошая идея». 

Затем мы собрали подарки, которые собирались отправить Наджаши. Лучшим из того, что мы могли привезти ему из наших земель в качестве подарка, была кожа, поэтому мы собрали много кожи. Потом мы выехали и прибыли к нему (в Эфиопию). 

Клянусь Аллаhом ﷻ, когда мы находились у Наджаши, к нему по поручению Посланника Аллаhа ﷺ прибыл Амр ибн Умайя Аз-Замри по делу Джафара и его товарищей. Он зашёл к Наджаши и через некоторое время вышел от него. 

Я сказал своим товарищам: «Это Амр ибн Умайя Аз-Замри; если я зайду к Наджаши и попрошу у него выдать мне Амра ибн Умайю и если он выдаст его, я отрежу ему голову, и если я это сделаю, курайшиты увидят, что я сделал полезное для них дело, убив посла Мухаммада ﷺ».

После этого я зашёл к Наджаши и, как всегда делал, упал ниц перед ним. Тогда он сказал: «Добро пожаловать, мой друг! Ты привёз мне в подарок что-нибудь из своей страны?» Я сказал: «Да, о правитель. Я принёс тебе в подарок много кожи». Я поднёс ему свой дар, и он ему понравился. 
Потом я сказал: «О правитель, я видел, как один человек выходил от вас. Он является послом нашего врага. Выдайте мне его, чтобы я убил его. Поистине, он принёс много вреда нашим знатным и уважаемым людям». Наджаши рассердился, затем поднял руку и ударил себя по носу так, что я подумал, что он сломал его. Если бы земля раскололась, я бы бросился туда в испуге. 

Потом я сказал: «О правитель, если бы я знал, что это вам не понравится, я бы не попросил вас об этом». Он на это ответил: «Ты просишь у меня отдать тебе посла человека, к которому приходит ангел Джибриль عليه السلام, приходивший к Мусе عليه السلام (Моисею), чтобы ты убил его?» Я спросил: «О правитель, это действительно так?» Он ответил: «Горе тебе, о Амр! Послушай меня и последуй за ним, клянусь Аллаhом ﷻ, он несёт истину, и он непременно победит тех, кто противостоит ему, так же, как Муса عليه السلام победил Фараона и его войско». 

Я тогда сказал: «Вы можете принять мою присягу ему о принятии Ислама?» Он, сказав «Да», протянул мне руку, и я принёс присягу о принятии Ислама. Потом я вышел к своим товарищам, изменив своё мнение, которому был привержен ранее, но скрыл от них, что принял Ислам». 

Далее Амр ибн Аль-Ас рассказал: «Потом я вышел в путь с намерением встретиться с Посланником Аллаhа ﷺ, чтобы перед ним принять Ислам, и встретил Халида ибн аль-Валида, который направлялся из Мекки (это было незадолго до завоевания Мекки). Я спросил у него: «Куда, о Абу Сулейман?» Он ответил: «Клянусь Аллаhом ﷻ, стал известен истинный путь, и этот человек является пророком. Я иду, чтобы принять Ислам. До каких пор мы будем отказываться от этого?» Я сказал: «Я тоже прибыл сюда только ради принятия Ислама». 

Далее мы прибыли в Медину к Посланнику Аллаhа ﷺ, Халид ибн аль-Валид вышел вперёд, принял Ислам и присягнул Пророку ﷺ. Затем я приблизился к нему и сказал: «О Посланник Аллаhа. Я дам тебе присягу в обмен на прощение моих прошлых грехов…» Я не помню, что говорил далее. Тогда Посланник Аллаhа ﷺ сказал мне: «О Амр! Присягни, поистине Ислам стирает все прежние грехи, поистине переселение (хиджра) стирает, что было до него». Так я дал присягу и ушёл».

После того как Амр ибн Аль-Ас رضي الله عنه принял Ислам, Пророк ﷺ приблизил его к себе и часто назначал во главе войска, который отправлял в поход. Таким образом, Амр ибн аль-Ас رضي الله عنه достиг степени сподвижников Пророка ﷺ, которые уверовали первыми, и удостоился высокой степени перед Всевышним. 

Чтобы подчеркнуть достоинства Амра ибн аль-Аса رضي الله عنه, достаточно упомянуть, что благодаря ему жители Египет приняли Ислам. Вместе с Зубайром رضي الله عنه Амр ибн аль-Ас رضي الله عنه отправился в Египет, сломил сопротивление византийцев и положил начало новому Египту – мусульманскому.
Во времена правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه Амр ибн Аль-Ас رضي الله عنه был назначен наместником Египта. После смерти Умара رضي الله عنه, когда халифом стал Усман ибн Аффан رضي الله عنه, Амра сместили с этого поста. 

Когда к власти пришёл Муавия رضي الله عنه, Амр вновь был назначен наместником Египта. Однако очень скоро Амр ибн Аль-Ас заболел и в 664 году (43-м году по хиджре – мусульманское летоисчисление) умер в возрасте 90 лет. Он передал от Пророка ﷺ около 40 хадисов. 

Приход Амра ибн аль-Аса رضي الله عنه в Ислам повлёк за собой усиление позиций верующих и ослабление язычников. Он пожертвовал всю свою жизнь на благо Ислама. Всевышний его руками вписал в историю Ислама яркие страницы, которые остались в памяти верующих. 
В Египте Амра ибн аль-Аса رضي الله عنه чтут как основателя мусульманского государства. На том месте, где была разбита его палатка, в 662 году была воздвигнута мечеть, которая стоит по сей день.

Нурмухаммад Изудинов