Нет, не имеет, так как данный обет (назр) действителен и, соответственно, обязателен для исполнения, потому что наречение ребёнка именем Мухаммад является желательным, а если дать обет, то – обязательным. Такое же решение и относительно других имён, которые желательны в Исламе.
(«Хашия аш-Шабрамаллиси аля-Нихая аль-Мухтадж»)
2.Можно ли дать закят (обязательную милостыню) взрослому самодостаточному сыну, который попал в долги за порчу чужого имущества?
Можно дать закят родным детям, попавшим в долговую зависимость, не учитывая, находятся они на иждивении родителей или нет.
Выдача закята им дозволена только в том случае, если порча была неумышленной. Если же человек намеренно испортил чужое имущество, то ему закят не полагается, пока он искренне не покается.
Также обязательно отсутствие у него личных средств, превышающих прожиточный минимум (средства и имущество, которые нужны для проживания, при установлении платёжеспособности должника не учитываются) для погашения долга полностью или частично.
Если у него есть средства для частичного погашения, то закят можно отдать только для погашения остатка.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж»)
3.Обязан ли покупатель оплатить расходы при возврате товара?
При расторжении или недействительности сделки покупатель обязан оплатить только то, что требуется для доставки товара до того места, где его приняли.
Если покупатель оплатил сверх того, что был обязан, то он имеет право потребовать вернуть это.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)
4.Разрешена ли так называемая «чёрная касса», когда несколько человек отдают определённую сумму денег, чтобы потом по жребию или без него по очереди получать общую сумму?
Многие коллективы на предприятиях организуют так называемые «чёрные кассы». Каждый согласившийся «играть» в них ежемесячно вносит в «кассу» определённую сумму. Если участников, например, десять и они договорились сдавать по 1000 рублей, то каждый из них по очереди получает ежемесячно по 10000 рублей. Платить по 1000 рублей ежемесячно придётся до тех пор, пока не выплатите 9000 рублей, которые получили, не считая своей 1000 рублей, внесённой изначально и уже полученной.
С религиозной точки зрения в вышеупомянутом виде сбора денег нет запрета.
(«Хашия аль-Кальюби шарх Минхадж ат-Талибин»)
5.Должен ли муж выплатить штраф и т. п., если вступил в половую близость с женой во время её
менструального цикла?
Во время менструального цикла и послеродовых выделений, а также после их завершения до полного купания запрещено вступать в половую близость с супругой.
Это относится к числу больших грехов, если муж совершит это, зная о запрете, умышленно и добровольно.
Тому, кто вступил в половую близость с женщиной (с женой или совершил прелюбодеяние) во время её менструального цикла, а также во время послеродовых выделений, желательно (суннат) отдать в качестве искупления милостыню в один динар. Это приблизительно 4 г чистого золота или что-либо другое стоимостью в один динар, например, одежду, деньги и т. д., если это произошло в начале менструального и в дни, когда кровяные выделения идут обильно.
Если же это произошло в конце менструального цикла или в конце послеродовых выделений, когда выделения уже не столь обильные, а также после их завершения до полного купания, то желательно отдать половину динара или что-либо из имущества его стоимостью.
Некоторые учёные говорят, что отдать один динар, или половину динара, или их стоимость как милостыню также желательно человеку, который умышленно, без причины, оставил пятничную молитву, а также человеку, который совершил любой большой грех.
(«Нихая аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Шабрамаллиси)
6.Желательно ли читать азан вслед за путником, и нужно ли при этом поворачиваться в сторону киблы (Каабы)?
Чтение азана вслед за тем, кто вышел в дозволенный путь (сафар), является желательным.
Учёные-богословы пришли к заключению, что при чтении азана и икамата однозначно желательно стоять, повернувшись в направлении киблы. Данное решение распространяется не только на призывы к намазу, но и на их чтение в других случаях.
Следовательно, при чтении азана за тем, кто выходит в путь, желательно повернуться в направлении киблы. Сделать это желательно и при чтении азана в правое ухо новорождённого младенца, а икамата – в левое.
(«Ианат ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аль-Асна»)
7.Записывается ли вознаграждение за намаз, совершённый без омовения, если человек забыл о нём?
Намаз, совершенный без омовения, нужно заново совершить с соблюдением всех условий, если время намаза не вышло. Если время вышло, то нужно возместить. Что касается вознаграждения, человек получит его за совершение намаза в таком состоянии лишь за намерение совершить молитву, как и за прочитанные азкары, аяты, тасбихи, для чтения которых не нужно быть в омовении.
Таково решение любого поклонения, которое было совершено без омовения или другого условия по забывчивости. К примеру, если человек, забыв, что находится в осквернённом состоянии, прочитает Коран, то он получит вознаграждение только за намерение прочитать Коран. А за чтение вознаграждения он не получает, так как чтение Корана нуждается в полной ритуальной чистоте.
(«Тухфат аль-мухтадж», «Нихаят аль-мухтадж»)